Города-земли Древней Руси XI –первая треть XII в

Ядро города-государства XI-XII вв. составлял старейший город - прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии "пригород". Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Ярослав Мудрый разделил территорию между своими пятью сыновьями – изначально совместная власть позволяла контролировать всю территорию – междоусобные войны (причины: внешние угрозы, народные восстания, противоречия в великокняж. семьях.)

Съезд кнезей в Любече(1097) закрепил падение централизованной власти и признал самост. новых центров. Причины: - трудность управл. страной из единого центра, усилен. могущ. городов, упадок Киева, усложнен. соц. стр-ры, усиление торг. отношений между отдельными русскими княж.

Основные центры:

1. Новгородская республика. Один из древнейших и крупнейших городов Руси Новгород, возникший на волховских берегах, на протяжении XI в. стал центром объединения большой территории, сформировал вокруг себя волость и выдвинулся в ряд самых могущественных городов-государств Древней Руси. К концу XI в. упрочилась самодеятельность веча, князь из наместника киевских правителей постепенно превращался в представителя республиканской волостной администраций. Госстрой- Боярская республика, князь-военачальник, народное вече решает вопросы (принятие законов, приглашение князя, выбор посадника, тысяцкого). Реальная власть в руках бояр и верхушки купечества. Новгородская экономика: - больш. роль торговли. –удельный вес ремесла.- обилие земель колоний. Так развивалась в домонгольский период Новгородская волость. Сильный северный город-государство, не пострадавший от татаро-монгольского нашествия, опираясь на волостное ополчение, смог остановить вскоре натиск шведских и немецких рыцарей.

2. Владимиро-Суздальская земля. Обрело незав. при Ю.Долгоруком(1125-1157). При нем первое упоминание о Москве(1147). В ходе колонизации возникают новые города (Владимир-на-Клязьме). Андрей Боголюбский переносит свою резиденцию во Владимир с целью опоры на новые соцслои - дворян-дружинн. Расцвет наступает во время правления Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) - расш.тер., экономподъем. Юрий- установлен контроль над Новг., основан Нижн.Новг. В первой четверти XIII в. Ростово-Суздальская земля распалась на несколько городов-государств, волостей. Становление городов-государств в Северо-Восточной Руси происходило в ожесточенной борьбе не только с Киевом, значение которого со временем падает, но и с усиливавшимися соседями, особенно, Новгородом.

3. Галицко-Волынское княжество. Объединить Г. и В. удалось Роману Мстиславовичу. Экономический расцвет княжества (земли, климат) Рост городов из-за перемещения торговых путей на запад. Бояре-землевладельцы имели большое влияние на полит. и экономич. развитие княжества и боярское сопротивление власти князя было очень сильным. В первой половине XII в. и Галицкая и Волынская земли распадались на самостоятельные города-государства и все-таки Галицкая - позднее других земель вступившая на этот путь, еще долго сохраняла свою силу. Князь Даниил Романович, опираясь на "Червонную Русь" (так зачастую называли Галицкую землю), стал одним из самых сильных на Руси властителей.

Последствия:

-рост городов, ослабление центральной власти

-ослабление страны

-распад государства на отдельные княжества

 


Русские города – центр союза племён, центр ремесла и торговли. В основе соц.устройства города лежит община, а город это следствие слияния нескольких общинных поселений. В начале 11 века происходит перестройка общества на территориальных началах: родовую общину сменяет территориальная. Орган самоуправления общины города - вече. Избирается князь, который опирается на дружину, верхний слой которой составляют бояре. Основу военной мощи составляет – волостное ополчение. Церковь собирала соборы – собрание свящ. церквей. Церковь подчиняется гос. общине. Города ведут постоянные войны, что ослабляет Русь перед игом. Экономика: -скотоводство –земледелие –бортничество. древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Ремесло носит общинный характер. Зарождается торговля. Фроянов говорит об общинной собственности на землю. Но князь и бояре существуют не за счёт нее, а за счёт дани с полюдья. Вотчина существовала, и в ней работали различные категории зависимого населения (это челядь и холопы, общей чертой которых было их рабское положение). Другие категории населения находились на стадии переходной: они двигались или от свободы к рабству или от рабской зависимости к освобождению. Таковыми были закупы, изгои, рядовичи. Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на "внутренних" и "внешних". Первые - это посаженные на землю пленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства) Западной Европы эпохи средневековья. "Внешние" смерды - покоренные племена, платившие дань. Таким образом, население, которое работало в вотчине, было еще не феодально-зависимым. Но главное - эти вотчины были островками в море свободного общинного землевладения. Русь IX-XII вв., по мнению И.Я.Фроянова, переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как "дофеодальный". Древнерусская знать благоденствовала за счет всякого рода внеземельных доходов - даней, полюдья, кормлений. В социальных отношениях было много архаических черт, пережиточных явлений: сохранялась кровная месть, наряду со многими пережиточными чертами в семейно-брачных отношениях господствовала большая семья. Разложение родоплеменного строя усилило напряжение в обществе.


 

5. Культура Киевской Руси
В 9 веке возникает Древнерусское государство-Киевская Русь. Политическое объединение ведёт к этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию её культуры. Культурное наследие восточных славян –база для развития древнерусской культуры. Большое влияние Византии на развитие древнерусской культуры.
Фольклор.
-календарная обрядовая поэзия (заговоры, заклинания), фольклор как часть аграрного культа (коляды, масленица)
-свадебные песни, похоронные плачи, причитания
-пословицы, поговорки, сказки, загадки
-былины, предания, легенды о родоначальниках племён и княжеских династий, уставная летопись
Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем неплохо. Ряд современных историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи Киевской Руси. Как установлено в последнее время (И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.
Религия
Принятие христианства(988)-важнейший этап в истории древнерусской культуры. Сохранение пережитков языческой культуры:
-приурочивание религиозных праздников к праздникам языческого аграрного календаря и этапам с/х работ
-Илья Пророк-Перун Громовержец
Принятие христианства способствовало развитию письменности и книгопечатания, созданию крупных литературных и художественных памятников.
Письменность и просвещение.
Появление письменности -качественный скачок в развитии культуры. Письменность -важнейшее средство закрепления и передачи во времени и пространстве знаний, идей, мнений. Создание славянской азбуки: византийские монахи –миссионеры Кирилл и Мефодий. Первые богослужебные книги – переводная богословская литература. Создание собственной литературы.(жития святых, «Русская правда», «Слово...», «Поучение» В. Мономаха и др.) Распространение грамотности среди широких слоёв городского населения, использование письма в быту: берестяные грамоты, надписи на изделиях.
Система образования.
-монастыри как образовательные и научные центры
-школы, созданные в Новгороде и Киеве Ярославом Мудрым для детей старост и духовных лиц.
Из памятников письменности домонгольского периода до нас дошло около 150 книг (Остромирово Евангелие-1057, два Изборника князя Святослав Ярославича (1073 и 1076). Книги переписывались от руки в монастырях. Ведущий центр книжности – Киево-Печёрский монастырь, основанный в правление Ярослава Мудрого. Создание при монастырях библиотек, включавших в себе до нескольких сотен книг.
Летописание.
«Повесть временных лет», 1113 год, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – огромная роль в утверждении идеи единства Руси. На основе ПВЛ–создание местных княжеских летописей. С XII века – новый период летописания – возникновение множества летописных центров, усиление светского направления, местный характер летописи (основное внимание на события своего княжества).
Архитектура.
До конца 10 века не существовало традиции каменного зодчества, но были богатые традиции деревянного строительства, повлиявшие на последующую каменную традицию. Заимствование принципов архитектурного строительства храмов из Византии6 крестово-купольный тип храма на четырёх столбах.
-первая каменная постройка в Киеве – Десятинная церковь (конец 10 века), разрушена татаро - монголами в 1240 году
-Спасо-Преображенский собор в Чернигове(11 век)
-Софийский собор в Киеве – вершина южнорусского зодчества(1037-1054)
-новгородский Софийский собор(проще, лаконичнее, строже киевского)
С 12 века новый этап в развитии архитектуры: меньше масштаб церквей, поиск простых, гармоничных форм, скромность отделки. Кубические храмы с массивной одноглавкой. Влияние романского стиля во внешнем оформлении построек (аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястры – каменная резьба на внешней поверхности стен. Наибольшим было это влияние в Галицко-Волынском княжестве (успенский собор в Галиче, не сохранившийся до наших дней). Наиболее сильно демократические тенденции проявились в новгородской архитектурной школе (церковь Спаса-Нередицы, церковь Параскевы Пятницы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге). Зодчество Владимиро_Суздальской Руси-более парадный характер, период его расцвета-княжение Андрея Боголюбского (Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли). Особое место во Владимиро-Суздальской архитектуре занимает Дмитриевский собор во Владимире (конец 12 века), прославившийся богатством каменной резьбы.
Живопись
-мозаика-Византийское влияние наиболее заметно. Один из шедевров-Богоматерь в Софийском соборе (Киев). Другой шедевр – Дмитрий Солунский (Михайловский собор, Киев-12 век, в настоящее время в Третьяковской галерее)
-фреска
-иконопись – на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичные темперные краски. Наиболее известнве работы византийской традиции – Владимирская Богоматерь и Григорий Чудотворец. Новгородская традиция – ясность идеи, реальность изображения (фрески Спаса на Нередице, Спас Нерукотворный)
-возникновение книжной миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии).
Ремесло
Развитию ремесла способствовал быстрый рост городов. Особенные успехи – в металлургическом производстве, связанны с производством оружия и военных доспехов (мечи, боевые топоры, копья, кольчуги, щиты, шлемы). Русское оружие славилось в Византии, Западной Европе, Средней Азии.
Ювелирное дело.
Основной технический приём литьё. Помимо литейного производства также использовались: ковка, чеканка, скань (изделия из скрученной свитой серебряной или золотой проволоки), зернь, чернь (инструктсация золотом и серебром по вычерненному фону), эмаль.
Гончарное дело
С IX века преобладает посуда, сделанная на гончарном круге. Обжиг, орнамент. Гончары делали кирпич(плинфу), черепицу, изразцы для украшения зданий.
Другое
Стекольное ремесло(перстни, браслеты, украшения)
Деревообработка(очень развито, инструменты, специализация)
Изготовление одежды, тканей, обработка кожи и меха
Русские "златокузнецы", используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты и т.д.

Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: