Спор о древних и новых в литературно-критической рефлексии рубежа XVII-XVIII ВВ

Спор о древних и новых завершает развитие литературной теории 17 века. 27.01.1687 – работа Перро «Век Людовика Великого» на заседании французской академии. Предпосылки этого спора существовали и ранее. Шарпатьен трактат «Защита французского языка в надписях на триумфальных арках» - надо писать не на латинском, а на французском. «Диалоги мертвых» - прославление современной литературы. Поэма Ш. Перро прославляет культурные достижения эпохи Людовика 14, они противопоставляются комически изображаемой античности. Описание щита в Илиаде могло быть правильнее и строже. Вкус древних был очень наивен. Малерб, Рено, Годо будет только преумножать свою славу. Современная поэзия превосходит древнюю. Вокруг Перро – защитники новых, вокруг Буало – древних.

Бернар де Монфокон поддержал Перро. Написал диалог. 3 собеседника: председатель (за древних, учитель), аббат (за новых, превосходит учителя) и шевалье (средняя позиция, не ученый, а светский, вольнодумный человек). Они дают оценки конкретным памятникам древности и современности.

1693 – полемика Буало с рассуждениями Перро. Доказательство важности не правил, а возвышенного. Обвинение Перро в незнании греческого.

Фонтене, 1688 – вопрос исчерпан. Различие лишь в том, что древние жили раньше. Когда-нибудь и мы будем новыми по отношению к кому-нибудь. Если говорить, что древние лучше, современные никогда ничего не достигнут.

Англия: Вильям Темпл, Джонатан Свифт, Деннис. Темпл – сторонник традиции и древних. Свифт – секретарь Темпла, промежуточная позиция. «Карлики стоят на плечах гигантов, следовательно, они видят дальше и лучше». Античные ценности забыты. Свифт хочет смягчить оценки, защитить современных филологов – «Сказка бочки». Преодоление антагонизма между древними и новыми. Пчела – древние, паутина – новые. Мед и воск – вещи на века, ничего этого нет у новых.

Деннис. «Развитие и реформирование современной поэзии» и «Основы поэзии». Вкус публики никогда не был столь извращен. Нужно обратиться к античности. Нужно выражаться приподнятым языком – соединение мимесиса Аристотеля и возвышенного Псевдо-Лангина. Страсть в поэзии важнее, чем гармония. Нужно обращаться к актуальным темам – именно к ним часто обращались в античности.

После славной революции в Англии зарождаются новые тенденции, но и старые продолжают жить. Эссе, рассуждения становятся предпочтительной формой литературной рефлексии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: