Тема 9. Национальные композиторские школы 2-й половины ХIХ века

Чешская музыкальная культура. Чехия потеряла независимость в битве при Белой Горе (близ Праги) в 1620 г. С тех пор она попала под власть династии Габсбургов. Происходило онемечивание чешского народа. До сих пор многие чехи говорят на немецком языке. Но в XVIII–XIX веках началось движение «будителей», которое утверждало национальную самобытность чешского народа. Первый этап этого движения – с 1770 по 1820-е годы, – связан с деятельностью чешских просветителей, с интересом к прошлому народа. Во время второго этапа (с 1820-х по 1848 год) возрастает интерес к истории и происходит «создание» эпоса. Им стала «Краледворская рукопись» Вацлава Ганки – литературная мистификация, которая стала заменой настоящего чешского эпоса. В этот же период Франтишек Ладислав Челяковский издаѐт сборники восточнославянских и чешских народных песен, с которых начинается изучение чешского фольклора. В 40-х годах XIX века Карел Эрбен выпускает 3 тома «Чешских народных песен». Тогда же из «будителей» выдвигаются талантливые поэты и писатели.

Третий этап национально-освободительной борьбы начался с середины 1850-х годов (после революции 1848 г. и реакции) и набрал силу после поражения (хотя и не окончательного) империи Габсбургов. В это время выдвинулись 3 классика чешской культуры: Ян Неруда (1834–1891) в литературе; Йозеф Манес (1820–1871) в живописи; Бедржих См е тана (1824–1884) в музыке. Этот композитор, автор замечательной оперы ―Проданная невеста‖, повторил судьбу Бетховена (в конце жизни его настигла глухота).

Роль чешских музыкантов в мировом музыкальном искусстве всегда была чрезвычайно большой. Чехами были многие композиторы знаменитой Мангеймской капеллы (Ян Стамиц и др.), наставником Шопена был чешский музыкант и педагог Войцех Живный, в России писал балеты чех Минкус.

Консерватория в Праге была открыта еще в 1811 г. Однако слава Праги как музыкального центра Европы еще с XVIII века была связана с блистательными постановками опер Моцарта (―‖Дон Жуан‖, ―Свадьба Фигаро‖).

Чешская национальная музыка основывается на народной песне. Кроме древних пластов фольклора, дошедших от XV–XVI вв. (для них характерна метрическая и ритмическая неквадратность) существуют эпические песни, связанные с эпохой гуситских войн. Самый знаменитый гуситский гимн (такие гимны во многом схожи с протестантскими хоралами в Германии) – гимн таборитов «Кто вы, Божьи воины».

В первой четверти XIX века особое значение в музыкальной культуре приобретает танец как выражение неукротимости чешского духа. Чехия – родина польки. Популярными были также обрядовые танцы «коло» (круг), «фидловачка» (славление весны). В Чехии не было разделения на «бальные» и народные (т.е. простые) танцы. В городе и в деревне танцевали одно и то же. Общедоступные танцевальные вечера были выражением патриотизма. Они назывались «чешскими балами». Множество танцевальных оркестров

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 51

 

было в Праге 30-х годов XIX века (30 оркестров). В это время в стране работала целая плеяда композиторов – авторов танцевальной музыки.

Кроме бытовой польки, в лучших образцах которой выявляется дух чешского народа от героики до лирики (подобно полонезам Шопена), популярны были скочна и трехдольный танец соуседска. Типично чешским явлением был также танец ф у риант (в переводе с чешского «гордец»). Вначале этот танец был пародией на зажиточного крестьянина, позже стал выражать удаль и молодечество. Для фурианта, который примыкает к группе танцев «матеников» (от чешского «путаница, беспорядок») характерен затейливый ритм, где свободно совмещаются четные и нечетные размеры.

Младший современник Сметаны, композитор Дворжак сделал фуриант воплощением героического духа вольнолюбия, присущего потомкам гуситов.

Антонин Дворжак (1841–1904) - замечательный чешский композитор, охватил в своем творчестве все жанры: оперу и симфонию, ораторию и кантату, концерт, камерно-инструментальную и вокальную музыку. Он создал 10 опер, 9 симфоний, 2 тетради «Славянских танцев», свыше 70 песен и романсов, хоры и др. сочинения.

Будущий композитор родился 8 сентября 1841 г. в деревне Нелагозевес недалеко от Праги, в семье мясника. С 13 лет работал помощником мясника, но с детских лет отличался музыкальностью и научился играть на скрипке, позже на альте и органе.

С 1857 г. (с 16 лет) Антонин учился в Пражской органной школе. Здесь он приобрел навыки композиции, а также начал играть в оркестре оперного театра. Период с 1867 по 1877 – годы становления. Его музыкальными кумирами в это время были Бетховен, Шуберт, немецкий композитор Вагнер, Лист и Сметана. В это время композитор много сочиняет. В 1865 г. появляются 1 и 2 симфонии, вокальный цикл «Кипарисы», в 1873-74 гг. – 3 и 4-я симфонии. В 70-е годы начинается оперное творчество Дворжака: созданы оперы «Альфред» (на средневековый сюжет из рыцарской жизни в Дании, 1870), «Король и угольщик» (на сюжет популярной чешской сказки, 1871), «Упрямцы» (на сюжет из народной жизни, 1874), «Ванда» (польский патриотический сюжет, 1875), «Хитрый крестьянин» (1877). В эти же годы композитор обращается и к патриотической теме – в кантате «Наследники Белой горы» и вокальных «Моравских дуэтах».

В 1873 г. А. Дворжак женится. Возникают трудности с содержанием семьи, и он обращается к правительству за предоставлением государственной стипендии. В жюри, рассматривавшем просьбу, был немецкий композитор Брамс, который высоко оценил творчество Дворжака и предоставил ему не только стипендию, но и возможность издавать произведения. В 1879 г. состоялось личное знакомство двух композиторов. С этого момента они стали друзьями.

С конца 70-х годов начинается расцвет творчества и признание Дворжака на родине. Особую известность композитор приобрел после исполнения первой тетради «Славянских танцев» (написана в 1878 г.). В Праге был проведен концерт только из его произведений. В 1884 г. прошли

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 52

 

триумфальные гастроли в Лондоне. Позже композитору присудили почетную степень доктора музыки Кембриджского университета (кроме него такой чести были удостоены еще русский композитор Чайковский и норвежец Григ). В этом же году он создал ораторию «Святая Людмила», которая стала первой чешской ораторией. В 1882 г. он написал оперу «Димитрий» на сюжет из русской истории, в 1883 – «Гуситскую увертюру» для оркестра. Композитор был крайне требовательным к себе, поэтому он решил не учитывать свои ранние четыре симфонии. Таким образом, в 80-е годы он пишет новые 2, 3 и 4 симфонии (1885, 1887, 1889), и еще одну тетрадь «Славянских танцев» (1886).

В 1888 г. он знакомится с Чайковским. Композиторы становятся друзьями, и в 1890 г. Чайковский приглашает Дворжака на гастроли в Россию. Гастроли в Москве и Петербурге проходят с большим успехом. С этого момента начинается признание широкое композитора за рубежом. В 90-х годах он как дирижер собственных сочинений посещает Лондон, Берлин, Будапешт, Нью-Йорк. С 1890 г. возглавляет класс композиции в Пражской консерватории, а с осени 1892 г. на 2,5 года отправляется в США. Здесь Дворжак на выгодных материальных условиях работает как дирижер и руководитель Нью-Йоркской консерватории. Таким образом, у истоков американской музыки стоит чешский композитор. Особую известность во всем мире приобретает его последняя, по новой нумерации 5-я симфония, названная «Из Нового Света» (1893). Еѐ премьера в Нью-Йорке проходит с триумфальным успехом. В симфонии использованы мотивы негритянской и индейской народной музыки. Еще одним произведением американского периода становится Концерт для виолончели с оркестром h-moll.

В последние годы жизни у Дворжака появляется плеяда учеников в Пражской консерватории, многие из которых в будущем станут замечательными композиторами. В 1896 г. он пишет ряд симфонических поэм на сюжеты народных легенд – «Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка», «Лесной голубь». Последними произведениями становятся оперы – комическая «Черт и Кача» (1899) и лирическая «Русалка» (1901). В 1904 г. композитор умирает.

Норвежская музыкальная культура. Особенностью музыкальных культур севера Европы (Дании, Норвегии, Швеции) является более позднее становление по сравнению с другими западноевропейскими странами.

Во второй половине XIX века наиболее яркие достижения норвежской музыки связаны с именем Эдварда Грига (1843 – 1907), первого норвежского композитора всемирного значения.

Норвегия второй половины XIX в. была слабой в экономическом отношении страной. С XVI до начала XIX вв. она находилась в подчинении у Дании, в XIX в. – у Швеции. Только в 1905 г. страна приобрела полную независимость.

Годы жизни Э. Грига пришлись на подготовку и разгар освободительного движения. Только в 1885 г. норвежский язык был признан официальным языком нации (до того норвежцы были вынуждены

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 53

 

использовать в качестве официального языка датский). С этого момента начинается расцвет национальной литературы. Достигает расцвета творчество норвежских драматургов Генрика Ибсена (1828–1906) и Бьѐрнстерне Бьѐрнсона (1832–1910). Начинается собирание национального фольклора – песенные и танцевальные мелодии норвежского народа собирает известный скрипач и композитор Улле Буль («Паганини Севера»). Норвежские композиторы пишут музыку в различных жанрах. Кьерульф пишет ряд романсов, Рикард Нурдрок становится автором гимна Норвегии, Свенсен пишет две симфонии, 4 «Норвежские рапсодии», камерно-инструментальные сочинения, Синдинг – оперу «Священная гора», четыре симфонии, песни.

Источником вдохновения для Грига – первого норвежского композитора мирового значения – всегда служил национальный фольклор. Григ писал: «Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского национального духа, попытался создать национальное искусство».

Народная музыка Норвегии весьма разнообразна. Она состоит из:

а) лирико-эпических песен скальдов (народных сказителей эпохи средневековья), которые напоминают русские былины;

б) пастушьих инструментальных наигрышей куллок;

в) норвежских песен-веснянок с характерным пунктирным ритмом в размере 6/8;

г) народной фантастики в сказаниях о гномах-кобольдах, троллях, домовых, водяных (примером может служить фортепианная пьеса Грига «Кобольд», его же «В пещере горного короля» из музыки к драме «Пер Гюнт»).

Особенностью национальной скрипичной музыки является сложный орнамент с использованием мордентов и трелей (пример – припев «Песни Сольвейг» из «Пер Гюнта»).

Важной частью норвежской народной музыки являются крестьянские танцы, которые исполнялись на норвежской народной скрипке «слоттер». Наиболее популярны три танца:

1. спрингар – прыжковый парный танец нечѐтного размера в стремительном движении;

2. халлинг – удалой мужской танец, в чѐтном размере, с неожиданной сменой характера движения;

3. гангар – танец-шествие (в размере 6/8) умеренного склада, исполнявшийся обычно на деревенских свадьбах.

 

Э. Григ воплотил эти танцы и песни в своѐм творчестве. Это композитор гениальной одарѐнности, огромной целеустремлѐнности в решении творческих задач, ставший основоположником норвежской музыкальной классики.

Родился в 1843 г. в г. Б е ргене, в семье дипломата. Мать была одарѐнной пианисткой и стала первой учительницей сына. Музыкальное образование получил в Германии, в Лейпцигской консерватории (1828–1862).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 54

 

В 1862–1866 гг. жил в Копенгагене – музыкальном центре Скандинавии, где подружился с норвежским пианистом и композитором романтического направления Нильсом Гаде, скрипачом Улле Булем, композитором Рикардом Нурдроком. Создаѐт произведения романтического плана, в которых ещѐ не выявился его подлинно национальный стиль (фортепианные циклы «Юморески», «Поэтические картинки», фортепианную и скрипичную сонаты).

Наиболее плодотворным становится период жизни в Христиании (ныне Осло) /1866–1874/. Здесь он выступает с концертами, становится руководителем филармонического общества, пропагандирует музыку композиторов-романтиков, ещѐ не известных в Норвегии (Шумана, Листа, Вагнера) и норвежских авторов, пишет наиболее значительные сочинения, среди которых – фортепианный концерт а-moll и музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Последнее сочинение принесло ему всенародную любовь и сделало известным в мире. В 1869–1870 совершил поездку в Рим к Ф. Листу, получив от него серьѐзную духовную поддержку в деле создания национальной музыки.

С 1870-х и до конца жизни жил в Бергене. Получил признание на родине и за рубежом (избран почетным членом Шведской и Лейденской (Голландия) академий, доктором музыки Кембриджского университета). Наиболее известные сочинения этого периода – 4 тетради замечательных «Лирических пьес», сюита «Из времѐн Хольберга», романсы и песни (всего их 125, наиболее известен романс «Сердце поэта»). В 1890-х гг. знакомится с Чайковским и совершает большое концертное турне по Европе. В последние годы живет уединѐнно. Смерть Грига в 1907 г. становится национальным трауром для Норвегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: