Тема 6. Немецкий музыкальный романтизм

Общественно-политические условия возникновения романтизма. Романтизм - это эстетическое и художественное направление, которое сложилось на рубеже ХVIII-ХIХ вв. Его возникновение было связано с крахом идей Великой французской революции, с потерей веры в справедливое общественно-политическое устройство. Первоначальными настроениями художников этой эпохи были пессимизм и безнадѐжность,

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 34

 

позднее вылившиеся в интерес к отдельной человеческой личности, в исследование мира человеческих чувств.

Романтизм как целостное мировоззрение. Новые темы, образы, жанры. Впервые термин романтизм ввел по отношению к музыке писатель Э. Гофман. Романтизм как направление сложился под воздействием раннего немецкого романтизма в литературе и философии: Шеллинг, «йенские» и «гейдельбергские» романтики, Жан Поль. Его развитие связано с различными течениями в литературе, живописи и театре: Байрон, Гюго, Делакруа, Гейне, Мицкевич. Пропагандистами романтизма выступили А. Стендаль, В. Гюго, Фр. Шлегель, Г. Фихте, В. Гете.

Эстетика романтизма основывалась на определенной системе образов и идей. Господствовали образные антитезы (реальное-идеальное, комическое-возвышенное, идеал-повседневность), драматическая конфликтность; трагические мотивы одиночества, тема путешествия и скитальчества, идеали-зация и поэтизация прошлого, народный быт и образы природы. Ведущими темами творчества стали разрыв идеала и действительности, переплетение сказочно-фантастического и реально-бытового, параллельное существование героя в двух мирах, образы двойников, идеи безграничности и вечного дви-жения, темы смятения и поисков, одушевление и поэтизация природы. Про-изошло расширение диапазона искусства за счет фольклора, средневековой рыцарской и христианской тематики, воплощения тем Востока и Азии. Ро-мантическим приоритетом становится выражение ярко индивидуального, оригинального, протест против рационального, практического и повседневного, интерес к герою исключительному, отвергнутому обществом, возвышающемуся над своим окружением. Внешний мир воспринимался субъективно, создавался воображением в причудливой, фантастической форме. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию, гуманитарные науки и пластические искусства. Он не был ясно очерченной программой или стилем, это широкий круг идейно-эстетических и национально- характерных тенденций. Романтизм усматривал во всех видах искусства единый смысл и цель - слияние с таинственной сущностью жизни, поэтому новое значение приобретает идея синтеза искусств.

К важнейшим сферам творчества музыкального романтизма относятся: лирика как голос сердца; фантастика как свобода воображения, мысли и чув-ства; народное и национально-самобытное как стремление воссоздать под-линность и цельность; интерес к истории, фольклору, культ природы. Харак-терен большой вклад в собирание фольклора, стремление к передаче народ-но-национального художественного стиля - это общая черта музыкального романтизма разных стран и школ. Кроме того, романтиков привлекали обра-зы характерного - всѐ странное и эксцентричное.

Музыка заняла ведущее положение в иерархии искусств, она наиболее соответствовала стремлениям и идеалам романтиков в изображении эмоцио-нальной сферы жизни человека. Выделяются несколько этапов в развитии музыкального романтизма. Начальный этап - до 1830-х гг.: творчество Ф.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 35

 

Шуберта, Э.Т.А. Гофмана, К.-М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Дж. Фильда. Период 1830-50-е гг. - творчество Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Дж. Мейербера, В. Беллини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе. Поздний романтизм - до конца XIX в.: И. Брамс, А. Брукнер, X. Вольф, «поздний» Ф. Лист и Р. Вагнер, «ранний» Г. Малер и Р. Штраус. Романтизм особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии (Шуберт, Гофман, К.М. Вебер, Л. Шпор), в творчестве композиторов лейпцигской школы (Мендельсон-Бартольди, Шуман), во вто-рой половине XIX в. - Вагнер, Брамс, Брукнер. Во Франции - Берлиоз, Бизе, в Италии - Россини и Верди. Сложились национальные композиторские школы: венгерская - Ф. Лист, польская - С. Монюшка и Ф. Шопен, чешская - А. Дворжак и Б. Сметана, норвежская - Э. Григ, финская - Я. Сибелиус, испанская - И. Альбенис.

Открытиями музыкального романтизма стали особые образные сферы творчества: индивидуальный мир личности, раздвоенность лирического героя (Шуберт, Шуман, Шопен, Вагнер, Брамс); личная драма художника, тема безответной любви, социального неравенства с оттенком биографичности и исповедальности (Шуберт, Шуман, Берлиоз, Лист, Вагнер). Для романтического метода характерной стала последовательная трансформация образов («Симфонические этюды» Шумана, Соната Листа, «Фантастическая симфония» Берлиоза), идея синтеза искусств - в опере (Вагнер), программной музыке (Лист, Шуман, Берлиоз). В этот период расцветает программная музыка (Лист, Шуман, Шопен), возникают новые жанры инструментальной и камерно-вокальной музыки: миниатюры и крупные одночастные формы, циклы. Происходит обогащение выразительных средств в области мелодики, гармонии, ритмики, фактуры, инструментовки; обновляются классические закономерности формы, разрабатываются новые композиционные принципы.

Творчество Ф. Шуберта. Франц Шуберт (1797-1828) - австрийский композитор. Родился в Лихтентале (пригород Вены) в семье школьного учителя и виолончелиста-любителя. Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт - лучшую в Вене школу с пансионом. В течение 1810-13 написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни. Юным музыкантом заинтересовался А. Сальери, и с 1812 по 1817 Шуберт занимался с ним композицией. В 1813 он поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гѐте «Гретхен за прялкой».

За 1815-16 годы были написаны две симфонии, две мессы, четыре оперетты, струнные квартеты, ок. 150 песен. В 1816 г. появились две симфонии – «Трагическая» и Пятая, а также месса и свыше 100 песен, в т.ч. «Скиталец» и «Лесной царь». Через своего преданного друга Й.фон Шпауна Шуберт познакомился с художником М.фон Швиндом и поэтом-любителем Ф.фон Шобером, который устроил встречу Шуберта с известным баритоном

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 36

 

М. Фоглем. Благодаря вдохновенному исполнению песен Шуберта Фоглем они завоевали популярность в венских салонах. Сам композитор продолжал работать в школе, в 1818 г. оставил службу и уехал в Желиз, летнюю резиденцию графа И. Эстерхази, где выполнял обязанности учителя музыки. Написал Шестую симфонию, Вариации на французскую песню для двух фортепиано, (посвященные Бетховену), оперетту (зингшпиль) «Братья-близнецы» (1820), фортепианный квинтет «Форель», оперу «Альфонсо и Эстрелла» (1822), Восьмую «Неоконченную» симфонию, оперы «Заговорщики» и «Фьеррабрас», вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», музыку к драматической пьесе «Розамунда». В 1824 г. работал над струнными квартетами ля минор и ре минор («Девушка и смерть»), над Октетом фа мажор, сочинил Сонату до мажор и Вариации на оригинальную тему. В 1825 г. он вновь отправился с Фоглем в Верхнюю Австрию. Песни на слова В. Скотта (в т.ч. «Аве Мариа»), фортепианная Соната ре мажор, последний струнный квартет и песни на слова Шекспира (в т.ч. «Утренняя серенада») отражают душевное обновление.

В Вене шубертовские песни были в это время широко известны, в частных домах регулярно проводились музыкальные вечера, посвященные его музыке - т.н. шубертиады. В 1827 г. были написаны вокальный цикл «Зимний путь», Музыкальные моменты и Экспромты. В 1828 г. появились тревожные признаки надвигающейся болезни, но шедевр следовал за шедевром: Симфония до мажор, вокальный цикл «Лебединая песнь», струнный квинтет до мажор, три последние фортепианные сонаты. Умер Шуберт от тифа в 1828 году.

Творчество Р. Шумана. Немецкий композитор Роберт Шуман (1810-1856) боролся за прогресс в музыке. Родился в немузыкальной семье. Отец - известный книгопродавец. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. На двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Позже занимался юриспруденцией в Лейпциге и брал уроки игры на фортепиано у Фр. Вика. Его вдохновили произведения Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился. В 1830 Роберт решился посвятить себя музыке, переехал в Лейпциг, стал учеником и жильцом Вика, брал уроки у директора музыки Кунтша и Г. Дорна. Шуман, вместе с Ф. Виком, Л. Шунке и Ю. Кнорром, основал журнал «Новая музыкальная газета» (1833), который имел огромное влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих лет он сам писал в журнал под различными псевдонимами статьи, боролся с так наз. филистерами - теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки. Как музыкальный критик, оценил значение Ф. Шопена, Г. Берлиоза, И. Брамса, Баха, Бетховена, Моцарта и Шуберта.

В 1830-е гг. в Лейпциге Шуман создает программные фортепианные циклы миниатюр: «Бабочки» (1831), «Карнавал» (1835),»Давидсбюндлеры» (1837), «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериану» (1838). Шуман об-ладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей. Кро-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 37

 

ме того, в эти годы он создал три сонаты, «Симфонические этюды» (1834), Фантазию (1837), «Новелетты» (1838), концерт для виолончели ля минор, камерные сочинения. Шуман считал фортепиано инструментом для выраже-ния чувств и настроений, навеянных эмоциональными переживаниями и ли-тературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с пианисткой Кларой Вик, для которой он написал форте-пианный концерт ля минор. Огромное влияние на творчество Шумана оказал Мендельсон. В начале 1839 Шуман возвращается в Лейпциг. 1840 год был переломным: Лейпцигский университет присвоил композитору звание докто-ра философии, состоялось бракосочетание Роберта с Кларой. Шуман создал вокальные циклы «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь по-эта», «Мирты», Первую симфонию и ораторию «Пери и рай» (1843). Дважды Шуман отправлялся в концертное путешествие: в Петербург и Москву (1844), в Прагу и Вену (1847). В 1846 завершает Вторую симфонию. Всего Шуман написал четыре симфонии, среди которых выделяется Первая «Весенняя» (1841) и Четвертая (1851). Опера «Геновева» (1847) не сделала Шумана популярным. С 1849 г. он создает: ораторию «Странствование Розы», музыку к трагедиям «Фауст» В. Гѐте и «Манфред» Д. Байрона, увертюры, симфонии, трио, фортепианные пьесы, хоры и песни. В 1850 г. получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе, но в 1853 г. контракт не был возобновлен. Последним лучом света было путешествие его в Голландию (1853), где его и Клару принимали с радостью. Смерть постигла Шумана в 1856 году.

Творчество Ф. Мендельсона. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон (1809-1847) является талантливым и плодовитым композитором XIX в.

Родился в Гамбурге в известной еврейской семье. Мать была его первым учителем музыки, после был Л. Бергер, пианист и композитор. Феликс делал успехи, выступал на публичном частном концерте, учился на альте. В один-надцать лет поступил в Берлинскую Певческую академию, где его учителем стал руководитель академии К. Фр. Цельтер. Уже в тринадцать лет Феликс работал почти во всех жанрах вокальной и инструментальной музыки. В 1824-25- х гг. он автор Первой симфонии, второго концерта для двух фортепиано и оркестра, фортепианного секстета, струнного октета. Мировую славу принесла увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826), включающая «Свадебный марш». В 1829 г. в Берлинской Певческой академии состоялось первое концертное исполнение «Страстей по Матфею» Баха, которым дирижировал двадцатилетний Мендельсон. Композитор дал импульс к возрождению Баха в XIX в.

В Англии дирижировал своей симфонией и концертом для двух фортепиано с оркестром. Поездка в Шотландию и путешествие по Европе в 1830 г. (Мюнхен, Париж, Зальцбург, Вена, города Италии, Швейцарии) вдохновили его на сочинение следующих произведений: увертюра «Гебриды», музыка к «Первой Вальпургиевой ночи», наброски к «Итальянской» и «Шотландской» симфониям, клавирный концерт, «Реформационная симфония». В Париже он добивается успеха как пианист.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 38

 

В Берлине завершает «Итальянскую» симфонию (исполнена в Лондоне, 1833), Позже композитор стал руководителем музыкальной жизни Дюссельдорфа, где создал ораторию «Павел», фортепианные «Песни без слов», струнные квартеты. В 1835 становится главой лейпцигского Гевандхауза, организует фестивали в Бирмингеме, Дюссельдорфе, Аахене, руководит церковным хором в Берлине, директорствует во Франкфурте. В 1840-х гг. Мендельсон продолжал и композиторскую деятельность: завершил «Шотландскую симфонию», концерт для скрипки, ораторию «Илия», струнный квартет - «Реквием для Фанни». Как пианист в последний раз он выступал в 1846 на благотворительном концерте. Умер в 1847 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: