Тема 4. Музыкальная культура Беларуси эпохи романтизма

После присоединения территории Беларуси к России, произошедшего в результате трѐх разделов Речи Посполитой в конце XVIII в., начинается новая эпоха в истории белорусской музыкальной культуры. Условия политической жизни Беларуси на правах Северо-Западного края Российской империи и практика постепенной русификации оказывают негативное влияние на процесс развития белорусского искусства. Национальное угнетение вызывает волну шляхетского освободительного движения, которая заканчивается восстанием 1830 г. и его подавлением. Указом от 18 июля 1840 г. царь Николай I запрещает употребление слов «белорус» и «белорусский». Таковы основные события исторической жизни Беларуси первой половины XIX в. Условной границей этого периода является начало 60-х годов как время накануне нового национально-освободительного восстания.

Вместе с тем, с присоединением к России в Беларуси начинается интенсивное развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли, открываются русские типографии, издаются новые газеты, учебная и художественная литература. В результате создаются более стабильные условия и для существования музыкальной культуры.

Первая половина XIX столетия – века романтизма в европейском искусстве, – стала для Беларуси временем одной из наиболее ярких попыток формирования национальной композиторской школы. Эта попытка не смогла увенчаться успехом в условиях неблагоприятных для национальной культуры геополитических процессов, но факт того, что она была предпринята, заслуживает самого пристального внимания.

Романтические тенденции в белорусском искусстве первой половины XIX в. выразились в интересе к национальной истории и к народному творчеству. Уроженец Случчины писатель и этнограф П. Шпилевский обращает внимание общественности на быт и жизнь белорусов в своих многочисленных очерках и статьях в русской и белорусской периодической печати. Белорусские писатели, такие как Я. Чечот, Я. Барщевский, В. Дунин-Марцинкевич, А. Рыпинский и В. Коротынский, впервые ориентируются на живой белорусский язык и используют в своѐм творчестве фольклорные мотивы. Это нашло отражение и в наиболее значительных достижениях белорусской литературы того времени – поэмах «Энеида наизнанку» и «Тарас на Парнасе». Романтические веяния проявляются и в белорусской живописи, в картинах художников Я. Даммеля, Ю. Алешкевича, К. Русецкого, Н. Орды, И. Хруцкого и др. Градостроительные работы XIX в. – расширение и спрямление улиц, создание площадей, парков и скверов, – вносят планомерность и законченность в архитектурный облик городов.

Музыкальная жизнь Беларуси переживает подъѐм, связанный с еѐ общей демократизацией. Особое значение приобретают публичные концерты. В городах и местечках, имениях и храмах проводятся концерты симфонической, камерно-инструментальной, ораториальной музыки. Исполняются симфонии и оратории Гайдна, Моцарта и Бетховена, камерно-

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 190

 

инструментальные сочинения И. Плейеля, Л. Боккерини, К. Стамица. Для нужд городов создаются местные городские оркестры, небольшие камерные ансамбли, а также оркестры при учебных заведениях – гимназиях, семинариях, пансионах.

В 1803 г. в Минске был организован городской оркестр, куда принимались представители среднего и бедного населения, получившие возможность учиться музыке у опытных преподавателей. В оркестре можно было обучиться игре на струнных и духовых инструментах, а обязанностью коллектива были регулярные выступления в публичном городском саду. Проводились и многочисленные благотворительные концерты. Таким образом, музыка из привилегии высших кругов общества (явления, характерного для XVIII в.) превращалась в более демократичный вид искусства, доступный, причѐм в лучших образцах, для всех слоѐв населения.

Особенно интенсивной становится музыкальная жизнь в 40 – 60-е годы. В это время деятельность местных музыкальных коллективов дополняется интенсивной гастрольной жизнью. Минск, Витебск, Могилѐв, Гродно, Брест, Пинск посещают известные артисты и театральные труппы. Концерты струнных и духовых оркестров, ансамблей белорусских народных инструментов проводятся в парках и скверах, в залах городской гимназии, Дворянского собрания, Купеческого клуба. К 50-м годам состояние концертной жизни в белорусских городах не уступает крупнейшим городам России.

Традиции музыкального театра, значимые для белорусской культуры XVIII в., продолжают развиваться в первой половине XIX столетия. Сохраняют своѐ значение частновладельческие театры магнатов В. Тышкевича, Л. Рокицкого, А. Буйницкого и др. Вместе с тем, XIX век приносит черты обновления в белорусскую музыкально-театральную жизнь. На волне активизации гастрольной деятельности крупные города Беларуси посещают коммерческие оперно-драматические труппы, чаще всего польские. Среди них можно назвать труппы Я. Хельмиковского, К. Скибинского, Я. Шиманского. Выступления этих артистов формируют у белорусского зрителя представление о современной ему опере и драматическом театре, оказывают влияние на развитие национальных театральных традиций.

Одной из форм музыкальной жизни становятся кружки и салоны. В первое тридцатилетие XIX в. особой популярностью в Беларуси пользуются салоны графа Р. Тизенгауза в Желудке Гродненской губернии, графа Л. Рокицкого в Городищах Минской губернии, князя М. Кл. Огинского в Залесье. В функционировании подобных салонов можно усмотреть продолжение традиций XVIII в., связанных с любительским музицированием в аристократической среде.

Постепенно музыкальные кружки возникают в домах среднего дворянства, в среде литераторов и поэтов. Сохранились сведения о кружках в доме родственников композитора С. Монюшко, у отца композитора

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 191

 

Ф. Миладовского и др. Известностью в то время пользовался музыкально-драматический кружок, возглавляемый В. Дуниным-Марцинкевичем.

Собрания этих любителей музыки ограничивались чаще всего домашним музицированием, фортепианным, вокальным или ансамблевым. Но о масштабах увлечения музыкой в кругах белорусского дворянства можно судить по воспоминаниям известного журналиста и писателя Ф. Булгарина: «Почти каждая бедная шляхтяночка в то время играла на польской гитаре (с семью железными струнами), на арфе и даже на гуслях, которые были тогда в большом употреблении». Музыка звучала в семье Корвин-Круковских в имении Палибино Витебской губернии. Хорошей пианисткой была Елизавета Фѐдоровна Корвин-Круковская – мать Софьи Ковалевской. Знаменитая учѐная также приобрела достаточно серьѐзные навыки игры на фортепиано. На Витебщине музыкальные кружки были также в имениях Буйницких и Нитославских, на Минщине – в домах Стефановичей, Монюшек, Прозоров, Ельских, Рокицких, Завишей, Миладовских, на Гродненщине – у Тышкевичей, Тизенгаузов и Юндиллов. Так на основе традиций светского любительского музицирования формировалась своеобразная усадебная культура, оказавшая значительное влияние на развитие национального музыкального искусства на протяжении всего XIX столетия.

Музыкальное образование, которое получали тогдашние любители музыки и профессионалы, было частным. Состоятельные люди и некоторые талантливые крепостные крестьяне (последние – благодаря меценатской поддержке) имели возможность учиться у выдающихся педагогов. Среди наставников музыки следует назвать известного пианиста, дирижѐра и композитора Ю. Дещинского, австрийского пианиста, органиста и композитора Я. Реннера, композитора и педагога О. Козловского, немецкого музыканта Ш. Мѐзера, испанского исполнителя П. Эскудеро и мн. др. Тем не менее, серьѐзное обучение у известных педагогов не могло носить повсеместный характер. Более типичной была ситуация, когда любители музыки желали поскорее научиться «играть».

Музыкантов-профессионалов готовили при городских и частных оркестрах, в зарубежных учебных заведениях и в Виленском университете, где кафедра музыки существовала с 1803 г. В 20 – 50-е годы XIX в. большую роль в подготовке белорусских профессиональных музыкантов начинают играть музыкальные пансионы. Эти частные учебные заведения обеспечивали получение достаточно серьѐзных навыков исполнительского мастерства, способствовали активности музыкальной жизни, проводили благотворительные концерты (например, в пользу детских приютов). В Минске лучшими считались пансионы Монтегранди, Стефановича, Цеханской и Шнейдер, в Витебске и Полоцке – Яновской, в Бресте и Гродно – Шостаковской, в Пинске – Мацеевского и Богдановичей. Пансионы, дававшие начальное и среднее музыкальное образование, открывались в первой половине XIX в. по всей Беларуси, что является очередным свидетельством популярности музыкального искусства в широких кругах населения.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 192

 

Общие позитивные сдвиги в музыкальной жизни способствовали росту профессионализма белорусских музыкантов. Об этом свидетельствует ряд важных фактов. В первой половине XIX в. музыканты из Беларуси занимали ведущие позиции в крупнейших оркестрах России. Помимо этого местные исполнители проводили гастроли по всей территории Беларуси, принося музыкальную культуру даже в глубинку. Наконец, именно в это время белорусское исполнительское искусство стало известным в Европе.

Знаменитые музыканты-исполнители этого времени были выходцами из различных социальных слоѐв: среди них можно было встретить и крепостных, и представителей разночинной среды, и дворян. Важно отметить, что высочайшая исполнительская культура этих музыкантов часто открывала для них дорогу к творчеству.

Большой вклад в белорусское скрипичное исполнительство внѐс Иероним Помарнацкий (1789 – 1875) – скрипач-виртуоз из Слуцка, замечательный импровизатор, игравший на любую заданную тему, автор нескольких сочинений, которые не сохранились. С колоссальным успехом гастролировал в 30-е годы по странам Западной Европы ксилофонист Михаил Гузиков (1806 – 1837) – музыкант из Шклова, являвшийся одновременно изобретателем самого инструмента, прообразом которого стали белорусские брусочки. Высокое исполнительское мастерство крепостных братьев Подобедовых – скрипача Михаила (? – 1837) и виолончелиста Ивана (? – 1860)– не только открыло для них путь к свободе (музыкантам дали вольную), но и было впоследствии высоко оценено в петербургских оркестрах. Блистательным успехом пользовалась гродненская скрипачка Теофиля Юзефович (1826 – начало 1870-х) – «Паганини в женском платье», более тридцати лет выступавшая на концертной эстраде Беларуси, России, Литвы и Польши. Значительный вклад в национальную исполнительскую культуру внесли также замечательные пианисты и композиторы Наполеон Орда, Антон Абрамович, Флориан Миладовский.

Поражение национально-освободительного движения вследствие подавления восстания 1863 – 1864 гг. отрицательно сказалось на развитии белорусской культуры. Новый генерал-губернатор Литвы и Беларуси М. Муравьѐв, за жестокость прозванный в народе «вешателем», издал распоряжения о закрытии Горы-Горецкого земледельческого института, являвшегося на тот момент единственным высшим учебным заведением на территории нашей страны, а также Новогрудской гимназии, Свислочской и Молодечненской прогимназий. Было запрещено белорусское печатное слово, в школах перестали преподавать белорусский язык, объявленный «продуктом полонизации». Многие национальные писатели, принявшие участие в восстании, были сосланы в Сибирь. Эти репрессивные меры вызвали кризис в белорусской литературе и искусстве 60 – 70-х годов XIX в.

Только к началу 80-х годов намечается подъѐм в развитии белорусской культуры. Очередной виток осознания национальной самобытности связан с фундаментальными исследованиями в области белорусской этнографии и фольклора, среди которых «Материалы для изучения быта и языка русского

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 193

 

населения Северо-Западного края» П. Шейна (1887 – 1902) и десять выпусков «Белорусского сборника» Е. Романова (1885 – 1910). Важное научное значение имели также сборник З. Радченко «Гомельские народные песни» (1888), очерк Н. Янчука «По Минской губернии» (1889), работы А. Богдановича «Про панщину» и «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов» (1895), А. Земкевича «Белорусские свадебные обряды и песни – сравнительно с великорусскими» (1897), Е. Ляцкого «Материалы для изучения творчества и быта белорусов» (1898). Труды учѐных доказывали, что белорусский народ имеет богатую культуру и право на еѐ развитие. Собирание фольклорно-этнографических материалов содействовало развитию литературы, а появление нотных записей музыкального фольклора позже, уже в ХХ в. оказало влияние на развитие музыкального искусства.

В конце 80-х годов XIX в. в литературу Беларуси приходит плеяда писателей-демократов, среди которых Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович, А. Абухович и ряд других. Эти патриотически настроенные литераторы становятся основоположниками метода критического реализма в национальной литературе. В своѐм творчестве они выражают интересы демократической интеллигенции, крестьянства, рабочего класса. На 80 – 90-е годы приходится также начало деятельности белорусских писателей-классиков: М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Колоса. Заметен подъѐм в области изобразительного искусства. Реалистический метод характерен для живописи Н. Силивановича, С. Зарянко, А. Горавского, Ф. Рущица, С. Богуша. В их полотнах воспевается красота природы Беларуси и быт еѐ народа. Значительным событием культурной жизни конца века становится проведение в 1899 г. в Витебске первой художественной выставки, на которой большим успехом пользуются белорусские пейзажи.

Изменения происходят и в структуре музыкальной жизни. Большое значение приобретает деятельность музыкальных обществ, которые проводят в белорусских городах публичные концерты, музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве великих композиторов и музыкантов. При обществах действуют специальные учебные заведения, музыкальные библиотеки и читальни, организуются гастроли выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

В 1880 г. была создана первая музыкально-общественная организация на территории Беларуси – Минское музыкальное общество. За ним последовали кружки и общества в Витебске, Могилѐве, Гродно, Бресте, Слониме, Бобруйске и других городах. Уже в 1883 г. возникли Гродненское литературно-музыкальное общество, Витебское общество любителей музыки и драматического искусства, в 1885 г. – Брест-Литовское музыкально-драматическое общество. Каждое из подобных объединений имело собственные цели и задачи, но в комплексе их деятельность содействовала развитию национального музыкального искусства.

Судьба музыкальных обществ на территории Беларуси часто была драматичной – их существование осложнялось придирками царской цензуры, рассматривавшей эти организации как центры подрывной деятельности. Тем

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 194

 

не менее, их количество неуклонно росло. Одной из форм разрешения конфликтов с царскими властями было создание новых объединений взамен запрещѐнных. Так, после закрытия Минского музыкального общества ему на смену в 1886 г. пришло новое, в 1893 г. после запрещения этой организации начало работать Музыкально-драматическое общество, а в 1899 г. его сменило Общество любителей изящных искусств. Подобные объединения создавались в Беларуси вплоть до 1917 г.

Средством демократизации музыкальной жизни и приобщения широких слоѐв населения к музыкально-драматическому искусству стало открытие в 1890 г. Минского городского зимнего театра. В этом здании начала работать оперная антреприза, которой руководил известный виленский антрепренѐр А. Картавов. Оперная труппа Картавова познакомила минчан с 17 операми, среди которых были шедевры русского («Жизнь за царя» М. Глинки, «Русалка» А. Даргомыжского, «Демон» А. Рубинштейна, «Евгений Онегин» П. Чайковского) и мирового репертуара (оперы Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Россини и др.). За короткий срок с момента открытия театра все спектакли были повторены, иногда по три – четыре раза. Впервые оперное искусство стало широко доступным белорусскому зрителю. Театр пользовался огромным успехом у минской публики. Вместе с тем, материальные затруднения (отсутствие дотации, высокая плата за аренду здания, повышение цен на билеты) вынудили труппу Картавова покинуть Минск. Ей на смену в 1892 г. пришла антреприза А. Шумана (Шуманенко). Новый мастер театрального дела сумел угодить вкусам публики, поставив в 1894 г. оперу Р. Леонкавалло «Паяцы».

В последующие годы антрепренѐры предлагали публике преимущественно оперетты, но в 90-х годах Минск посетило Товарищество оперных артистов из Петербурга, которое в 1899 г. показало оперы «Демон» Рубинштейна, «Пиковая дама» Чайковского и «Гамлет» А. Тома. Зимой 1899 – 1900 гг. в городе гастролировала итальянская труппа Ф. Кастеллано, которая пользовалась громадным успехом. Основу еѐ репертуара составляли оперы западноевропейских композиторов, поставленные с высочайшим мастерством. В начале ХХ в. (в 1903 – 1904 гг.) Минск вместе с труппой Кастеллано посетил выдающийся итальянский композитор П. Масканьи. Прозвучала его опера «Сельская честь», причем автор сам дирижировал оркестром.

Во второй половине ХХ в. одним из важнейших звеньев музыкальной культуры Беларуси продолжает оставаться концертно-исполнительская практика. Еѐ развитию содействовали местные музыкальные общества, но особое значение в подготовке белорусских исполнителей того времени имели Петербургская и Московская консерватории.

В 1890 г. в Минск приехала выпускница Петербургской консерватории, прекрасная певица (лирическое сопрано) Надежда Муранская. Ещѐ до начала оперных сезонов Муранская открыла в городе курсы оперного, концертного и салонного пения, которые стали первым частным музыкальным учебным заведением в городе. О серьѐзности подготовки, которую предлагала

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 195

 

ученикам Муранская, можно судить как по основательности обучения вокалу (постановке голоса, развитию дыхания, выравниванию регистров, изучению образцов классической и современной музыки), так и по вниманию к специальной сценической подготовке (составлению репертуара, изучению ролей, сценических приѐмов и пр.). Интенсивная исполнительская деятельность певицы началась в 1891 г., когда она была приглашена на ведущие роли в постановках труппы Картавова.

Среди выдающихся музыкантов-исполнителей в 90-е годы особо выделяется имя Софии Шацкиной – талантливой пианистки, выпускницы Лейпцигской консерватории, работавшей в Беларуси с 1891 г. В 1894 г. она открыла в Минске частную музыкальную школу, давшую возможность целенаправленно готовить кадры профессиональных музыкантов.

Значительную роль в развитии скрипичного и ансамблевого исполнительства в Минске сыграл Евгений Чижевский – замечательный скрипач, выпускник Московской консерватории, неутомимый энтузиаст музыкально-общественной деятельности, организатор Минского струнного квартета (1906 г.) и других камерных ансамблей. Плодотворной была работа в Беларуси и выпускницы Петербургской консерватории пианистки Иды Генко. В 90-е годы она много выступала с сольными концертами и вместе с Чижевским принимала участие в ансамблевом музицировании.

Нередко интенсивная исполнительская деятельность становилась стимулом для творчества. Талантливые белорусские скрипачи и пианисты, такие как М. Ельский, И. Глинский, К. Марцинкевич и др., являлись создателями значительной части собственного исполнительского репертуара. Сочинение музыки выдающимися исполнителями стало основной формой композиторской практики во второй половине XIX в. В жанровый состав творчества этих музыкантов входили инструментальный концерт, фантазии, вариации, концертные полонезы и мазурки, миниатюры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: