Учащиеся должны знать:
- названия оттенков основных цветов;
- названия художественных материалов, инструментов, принадлежностей, с которыми работают в течение года;
- связь украшения с формой и назначением предмета.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться кистью и красками, смешивать краски;
- ритмически располагать объекты на плоскости листа;
- передавать характерные особенности формы и размеров предметов (высокий, низкий, широкий, узкий);
- заполнять лист крупным изображением;
- выбирать положение листа бумаги в зависимости от формы предметов;
- украшать плоские и объемные предметы орнаментом,
- вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое;
- лепить способами составления из частей и из целого комка;
- участвовать в коллективной работе;
- бережно относиться к предметам искусства, художественным материалам, принадлежностям и своим работам;
- использовать различные художественные техники для решения творческого замысла.
III КЛАСС (35 ч)
ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (7 ч) ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (2 ч)
|
|
Эстетическое восприятие объектов и явлений природы (мультимедийная презентация, экскурсия).
Стихи о природе белорусских поэтов. Музыкальные произведения, связанные с картинами природы.
ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА (5 ч)
Работа художника-живописца. Художественные материалы живописи (масло, гуашь, акварель). Выразительные средства живописи. Н. Казакевич. «Нарочанская земля»; Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; В. Версоцкий. «Дороги Минщины»; В. Белыницкий-Бируля. «Зимний сон»; К. Петров-Водкин. «Мать»; В. Цвирко. «Голубой день»; И. Айвазовский. «Черное море», «Мария» в шторм»; С. Катков. «Хутор Альбуть»; Б. Залкинд. «Улица в Вильне»; И. Левитан. «Золотая осень» и др. (по выбору учителя).
Графика. Выразительные средства графики (линия, пятно и цвет). Связь иллюстрации с содержанием произведения. Иллюстрации художников-графиков к детским книгам: Е. Лось, Н. Поплавской, Н. Селещука, В, Славука, В. Лебедева, Е. и Н. Чарушиных, А. Порет, И. Билибина, Т. Мавриной, В. Фаворского, Ю. Васнецова (по выбору учителя).
Отличие скульптуры от живописи и рисунка: объемность произведения, обозримость с разных сторон. Связь материала с содержанием образа (мелкая пластика (фарфор, металл); произведения мастеров народного белорусского искусства (глина, дерево). Микеланджело. «Давид»; А. Глебов. «Франциск Скорина»; А. Глебов. «Янка Купала»; А. Бембель. «Гастелло»; М. Врубель. «Садко»; В. Ватагин. «Балансирующий медведь»; А. Пупко. «Жалейка», «Нестерка»; А. Шатерник. «Коляды» и др. (по выбору учителя).
Архитектура. Архитектурные памятники Беларуси. Спасо-Ефросиньевская церковь (Полоцк); Казимировский костел (Липшники); Костел Святого Франциска Ксаверия (Гродно) и др. Современные жилые и общественные архитектурные сооружения (иллюстративный материал по выбору учителя).
|
|
Декоративно-прикладное искусство. Понятие о декоративном обобщении формы. Народное искусство. Игрушка как произведение народного искусства. «Ритон» (Адыгея); «Чаша для умывания» (Египет); «Короб» (Беларусь); А. Марачева. «Всадник», «Уточка» (Беларусь); Л. Селивончик. «Конь» (Беларусь); Л. Лось «Козлик» (Беларусь) и др. (по выбору учителя).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (28 ч)
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ (17 ч)
Композиция
Выбор нетрадиционного формата композиции: «Новогодняя елка», «Дома на нашей улице», «Весенний луг». Полное использование поверхности листа бумаги для передачи художественного замысла, содержания (преодоление пустот и тесноты): «Сбор урожая», «Катание с гор».
Пространство
Передача глубины и планов пространства, размещение оснований ближних предметов ниже, дальних — выше: «На катке», «На пляже», «Трактора в поле», «Состязания в Олимпии», «Спортсмены готовятся к Олимпиаде».
Форма, пропорции, конструкция
Передача характера главной формы, ее частей, их взаимного расположения: «На выставке машин», «На троллейбусной остановке», «Новенький трактор».
Основные особенности строения тела человека и животного, расположения частей тела в движении (туловище, конечности, шея, голова). Выполнение иллюстраций к произведению А. Вольского «Еду в гости к слону» или С. Маршака «Мельник, мальчик и осел».
Передача вертикального и наклонного размещения предметов в рисунке (стоят, лежат, падают): «Строят новый дом», «Новоселье», «Мост через реку», «Сказочный замок».
Зарисовки впечатлений по памяти от образов народной игрушки (матрешка, дымковская игрушка, игрушка из соломки).
Цвет
Передача в зарисовках по памяти впечатлений от образов природы: «Лето (осень) в деревне (парке)», «Зима (весна) в городе (селе)».
Передача характерной окраски предметов, узнавание и называние основных и составных цветов предметов при рисовании по памяти: «Радуга», «Нарядные флажки», «Салют», «Огни»; с натуры: рисование цветов, листьев, плодов (материалы по выбору учащихся).
Эмоциональное, образное содержание цвета (радостное, напряженное, спокойное). Передача цветового образа объектов (предметов) и явлений природы: «Праздничный город», «Гроза надвигается», «Закат», «Туманное утро», «Зимний вечер».
ЛЕПКА (5 ч)
Передача динамики при лепке человека, животного: «Бегущий человек», «Скачущая лошадь» (по наблюдению, представлению).
Взаимодействие фигур в скульптурной композиции: «Уж как я свою коровушку люблю», «Борцы».
Передача характерных поз и движений животных, зверей, людей: «Взъерошенная кошка», «Собака на задних лапах», «Танцующий медведь», «Скачки» (лепка способом вытягивания деталей из целого комка).
Лепка рельефа: птицы, рыбы, узор из растительных форм (пластическая связь элементов, передача движения, соотношение масс).
Составление небольших скульптурных групп: «Животные на арене цирка», «Детские игры» (коллективная работа).
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (6 ч)
Декоративная композиция: ритмическое чередование форм, симметрия. Коврик для игрушек, панно для украшения класса: «Цветы и бабочки», «Танцующие снежинки».
Декоративное обобщение формы: составление фигурок и композиций из засушенных трав, листьев, цветов: «Лесные жители», «Фантастические животные».
Использование фактуры и формы природных материалов. «Осенний букет», «Натюрморт» (монотипия, флористика).
Единство формы предмета и украшения: лепка и роспись фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игрушек: «Олень – золотые рога», «Барашек», «Лошадка».