Диалектика непосредственности и опосредствования в начале

Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Иващук О.Ф.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «ПРОБЛЕМА «Я» В ФИЛОСОФИИ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ВУЗОВСКОГО КОМПОНЕНТА ЦИКЛА ДС

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030101 ФИЛОСОФИЯ

Ростов-на-Дону

 


 

 

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи ЮФУ от 23 апреля 2007.

Протокол № 10.


Оглавление

Пояснительная записка. 2

Программа спецкурса. 2

«Проблема «Я» в философии. Методологический анализ». 2

Раздел I. Я как единство всеобщего и единичного. 2

Раздел II. Единичное как хронотоп: различение логической определенности всеобщего и единичного. 2

Раздел III. «Я» как диалектическое единство всеобщего и единичного. 2

Рефераты. 2

Литература. 2

Вопросы к зачету. 2

 


Пояснительная записка

 

 

В курсе представлен авторский подход к осмыслению проблемы «я» как понятийной формы.

Актуальность, полезность такого курса видится в попытке раскрыть потенциал диалектики как логики в решении «экзистенциальных» проблем, «достичь того измерения, внутри которого впервые оказывается возможным продуктивный диалог с марксизмом» (М.Хайдеггер) для большинства современных философских течений, поскольку все они – наследники феноменологии. А это дает возможность интегрального видения всей современной философской проблематики.

Цель курса - освоение студентами высшего уровня диалектико-логического анализа -- понятийной формы.

Задача курса – научить студентов использовать методологические возможности понятийной формы при анализе теоретических проблем, двигаться в противоречии.

Место курса в учебном процессе: курс предназначен для студентов дневного отделения 3 года обучения (6 семестр) и существенно базируется на ранее пройденном разделе систематической философии «Категории», как демонстрация исследовательского потенциала классических категорий в неклассической ситуации.

Форма проведения занятий - лекции.

Формы контроля – рефераты, в которых обсуждаются философские тексты с точки зрения понятийного аппарата курса. Итоговый контроль – зачет. Навыки – уметь анализировать тексты разной культурно-исторической принадлежности, выявляя в них смысловую архитектонику, предоставляющую разные возможности полагания субъекта.


Учебно-тематический план курса

 

 

Темы  
Раздел I. «Я» как единство всеобщего, особенного и единичного. 12ч.
Тема 1. Рассуждение о методе. 2ч.
Тема 2. «Я» как абстракция вообще. 2ч.
Тема 3. Артикуляция конкретно-исторического различия простой формы «Я». 8ч.
Раздел II. Единичное как хронотоп: различение логической определенности всеобщего и единичного. 6ч.
Тема 4. Открытие «Я». 2ч.
Тема 5. Образ и подобие Бога. 2ч.
Тема 6. Слово Творца и слово-универсалия: пределы аналогии. 2ч.
Раздел III. Особенное или «Я» как развертывание специфической логики специфического хронотопа. 12ч.
Тема 7. Cogito как форма науки вообще. 2ч.
Тема 8. «Я» как понятийная форма. 6ч.
Тема 9. Pluralia tantum! 4ч.
Всего 32 ч.

Программа спецкурса

«Проблема «Я» в философии. Методологический анализ»

 

 

Раздел I. Я как единство всеобщего и единичного

 

 

Проблема начала. Практически-истинное абстрагирование. Неполнота абстракции и как ее избежать. «Я» сквозь призму восхождения от абстрактного к конкретному: трудности полагания «я» в качестве абстракции вообще. Определение сферы самозамыкания «я»: Cogito как абстракция «я вообще». Cogito и его Sensorium: смысл определения «я» через пространство-время. Логико-грамматическая структура языка как проверочная инстанция установления исходной определенности «я».

Семантическая, синтаксическая и дектическая парадигмы в языкознании. Двусистемность всякого естественного языка как практически-истинное абстрагирование логического различения всеобщего и единичного. Nominantur singularia sed universalia significantur. Формальное и конкретно-различенное отношение всеобщего и единичного как моментов логической определенности «я». Основания актуализации категориальных структур человеческой жизнедеятельности. Философия как рефлексия на всеобщие основания человеческой жизнедеятельности. Философия как рефлексия мифа на свое основание. Специфика способа производства, артикулируемого философией. Имманентность природе общины изменений, вызывающих подрыв оснований человеческого бытия. Философия как ключ к определению специфики формообразований духовного производства.

Античная специфика понимания соотношения всеобщего и единичного. Своеобразие постановки вопроса о всеобщем и ответа на него как русло развертывания античной теории. Системы Платона и Демокрита как две версии развертывания возможностей, заключенных в парменидовой формуле бытия. Аристотелевский синтез как логическое конструирование единичного всеобщими способами. Онтологическая существенность пространственно-временного и процессуального определения «усии». Ум в энтелехиальном процессе как принципиально не-одинокий, единый во множественности, всеобщее и единичное в одном и том же отношении. Форма форм как опосредствование всеобщего и единичного, положенная форма понятия. Мифологический характер непосредственного отождествления всеобщего и единичного в энтелехии: «я» как «я» в третьем лице.

 

 

Раздел II. Единичное как хронотоп: различение логической определенности всеобщего и единичного

 

 

Проблема обнаружения теоретической идеи «я» за пределами античной философии. Рефлексивность и универсализм паритетной общительной связи собственников в средние века.

Религия – специфика духовного производства западного средневековья. Специфика религиозной формы западного средневековья как практически-истинная абстракция формы религиозности вообще. Западная теология как преемственный античной философии способ вопрошания о всеобщем. Логический смысл средневекового троичного абсолюта. Полифоническая природа Слова как фокус логики творения. Актуализация категориальной специфики единичного в теологии – условие самовоспроизводства общительного единства, основанного на межличностной связи. Бог-Творец и Единое неоплатоников: сходство и различие.

«Внутренний человек» Августина: не эгоистическое самозамыкание, а обретение себя в связи с Другими. Праведность ума – его любящая природа, размыкание одинокости «я». Образ зверя и образ Бога в человеке. Собирающее Слово и темпоральность «я». Основания убежденности средневековой теологии в экскатегориальности ее предмета.

Порядок космоса и порядок истории. Специфика понимания времени средневековьем – следствие различения всеобщего и единичного. Время не есть время без пространства. Источник искушения определять время как время без пространства.

Слово Творца и слово-универсалия. Смысл онтологического аргумента Ансельма: достоверность Бога удостоверяется для меня достоверностью меня самого. Различие онтологического аргумента Ансельма от декартовского: абсолютность «Ты» и лишь постольку – «я» у Ансельма и абсолютность «Я» у Декарта. Проблематизация перехода к абсолютному «Ты» у Фомы. Аристотелизм как обоснование отсылки к «ты»: ход от принципиальной множественности, изменчивости, «надломленности» сотворенного. Доказательства Фомы как опирающиеся на категорию единичного. Осмысление различия сущности и существования – вариант основного вопроса философии об отношении всеобщего и единичного. Сущность у Аристотеля и у Фомы. Особое положение человека с точки зрения соотношения сущности и существования. Суверенность человеческого индивида в качестве субъекта мышления и проблема обоснования интерсубъективной значимости познания.

 

 

Раздел III. «Я» как диалектическое единство всеобщего и единичного

 

 

Исчерпание религии как формы кодирования социальности. Специфика науки как способа духовного производства капиталистической эры. Одинокое «Я» как основание классической науки и ее теоретико-познавательные трудности. Трансцендентальный субъект как горизонт неклассической науки. Превращение кантовского субъекта в Ichheit: основания аберрации. Последствия исключения множественности «я» и вытеснения пространства-времени из логической сферы.

Три отношения мысли к объективности. «Я» как понятийная форма: диалектика всеобщего, особенного и единичного. Логика полагания множественного «я» как логика самоконституирования предмета полагания. «Я» требуется, чтобы дать место Другому. Обоснование притязания науки на ее постнеклассической стадии. Диалектика как логика истории человеческих индивидов.

Соскальзывание с уровня «третьего отношения мысли к объективности» как следствие неразработанности пространственно-временного содержания единичного. Феноменологическая философия – артикуляция логического смысла единичности как темпоральности. Ускользание хронотопического смысла временности в solitary mental life. Трудности разграничения «сознания о…» и «сказывания о…». Методологические проблемы конституирования Другого и интерсубъективности.

Диалектика всеобщего, особенного и единичного в реконструкции логики «Капитала» К.Маркса. «Зеркальность» разработки идеального у Э.В.Ильенкова по отношению к гуссерлевской проблеме сознания и аналогичная потеря логической формы единичного.

Логика полагания «чужого живого и полноправного сознания» у М.Бахтина и диалектика. Возвращение единичного-хронотопа в особенное-текст. Логическая релевантность индивидуального «я» как следствие проработки единичного в Логике. Культура как способ со-творения «я».


Рефераты.

 

 

Диалектика непосредственности и опосредствования в начале


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: