Узбекский женский костюм

Мужская одежда

Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

· Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборы

· Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.

· Папаха — головной убор хорезмийских узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.

· Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

Обувь

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

 

Узбекский женский костюм

Шаровары являлись неотъемлемой частью одежды женщины, которые носили с младенчества и до самой смерти. Штаны, широкие сверху, от колен сужались настолько, чтобы можно было продеть ногу. В прошлом шаровары шили длинными, до пят. Низ штанин обшивался тесьмой джияком, которая заканчивалась кисточками.

Ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой. Мурсаки полагалось давать невесте в приданое, а пожилые женщины обязательно припасали их для своего погребения - два мурсака накидывали на женские похоронные носилки.

С давних пор в качестве верхней женской одежды употреблялся и халат тун чапан того же покроя, что и мужской. Он был более узкий, чем мурсак, с длинными, суживающимися книзу рукавами. Во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.

Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В позапрошлом столетии женщины надевали плат с отверстием для лица, на лоб повязывали небольшой платок пешона румол, а поверх его навертывали тюрбан в виде чалмы. В будничные дни голову покрывали платком из белой кисеи дока, иногда украшенным вышивкой. Более состоятельные женщины носили платки, затканные золотой или серебряной мишурой. К началу двадцатого века широкое распространение получили вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки-дуппи. Выходя из дома, узбекская женщина обязательно накидывала на голову мурсак или мужской халат.

С середины XIX века традиционной женской одеждой стала паранджа. Это видоизмененный большой и широкий халат, который женщина, накидывала воротом на голову, чтобы скрыть свою фигуру от посторонних взглядов. При таком употреблении рукава оказывались не нужными и их сначала просто закидывали за спину, а потом стали еще и сшивать, так что они сделались ложными. К парандже полагался чачван - густая прямоугольная сетка из черного конского волоса, закрывающая лицо женщины. Выходить за пределы дома в парандже были обязаны женщины всех возрастов. Даже девочки, достигшие зрелости, в исламе равной девяти годам, уже должны были надевать паранджу. В Узбекистане паранджа была распространена далеко не повсеместно. В основном она являлась городской одеждой и лишь изредка ее носили состоятельные женщины из кишлаков. В двадцатые годы прошлого столетия, когда советская власть повела борьбу с "феодально-байскими пережитками", паранджа постепенно вышла из употребления, и лишь пожилые женщины придерживались старинного обычая.

Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. Кольца с блестящими камнями и браслеты, серьги кашгар-болдак с дужкой в виде тонкого кольца или серьги с подвесками в виде куполков были настоящими произведениями ювелирного искусства. Шею украшали связки бус из кораллов или ожерелья из монет. Особенно красивы были старинные налобные украшения баграк в виде полосы соединенных шарнирами квадратиков из серебра со вставками из бирюзы и тилля-кош - довольно высокий кокошник, нижняя часть которого повторяла форму женских бровей.

Национальные костюмы свидетельствуют о богатых культурных традициях узбекского народа, его обрядах и традициях, образе жизни и глубоких исторических корнях. Современная одежда узбеков весьма неоднородна. Городская, а частично и сельская молодежь, особенно из среды интеллигенции, носит европейскую одежду, в которую нередко привносятся отдельные элементы национального костюма. Пожилые, особенно женщины из сельских районов, сохраняют, как правило, традиционную одежду. Одежда узбекского народа и впредь будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: