Напишите небольшое сочинение-рассуждение (1 стр.) на одну из предложенных тем

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс (ответы)

1-й уровень. (6 заданий: 3 б. + 4 б. + 4 б. + 4 б. + 5 б. + 10 б. = 30 баллов)

1.1. Назовите литературоведческие понятия и проиллюстрируйте определения примерами из известных вам произведений, указав названия произведений и их авторов. (Старайтесь не повторяться в выборе авторов и произведений). (3*1 б. = 3 балла)

Ответы (примеры ориентировочные):

А) Афоризм. Например, «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

Б) Говорящая фамилия. Например, Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. В. Гоголь «Шинель»).

В) Эпиграф. Например, «И жить торопится и чувствовать спешит» К. Вяземский. (А. С. Пушкин, глава 1 романа «Евгений Онегин»).

 

1.2. В каждом списке персонажей произведений есть лишний. Найдите его. Определите произведения, в которых описаны эти герои. (4*1 б. = 4 балла)

Ответы:

А) Анна Андреевна – это героиня комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», остальные – персонажи комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Б) Гвоздин – это герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», остальные – персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

В) Милон – это герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», остальные – персонажи романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Г) Репетилов – это герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», остальные – персонажи комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

 

1.3. Заполните лакуны (восстановите пропущенные в таблице позиции). При выполнении задания указывайте номер строки, букву столбца и правильный ответ (например, 1г – четырехстопный ямб). (8*0,5 б. = 4 балла)

Ответы:

1б - М.В.Ломоносов; 1в – ода

В – баллада; 2г – разностопный хорей (4-3)

3б – А.С.Пушкин; 3г – пятистопный ямб

В – поэма; 4г – четырехстопный ямб

1.4. Найдите 4 неверных утверждения и перечислите их, выписав последовательность цифр, соответствующих порядковым номерам утверждений. (4*1 б. = 4 балла)

Ответы: 1, 2, 4, 6.

 

1.5. Узнайте произведение по одной из заключительных фраз. Запишите фамилии авторов и названия соответствующих произведений. (5*1 б. = 5 баллов)

Ответы:

1) М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

2) Г.Р.Державин. «Властителям и судиям».

3) А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

4) В.А.Жуковский. «Светлана».

5) А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».

 

1.6. Переведите на современный русский язык высказывания из древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» (0,5 б.). Укажите не менее одного средства художественной выразительности (тропы, стилистические и синтаксические фигуры) в каждой фразе (1 б.). Какое сочетание слов используется сегодня как фразеологизм, объясните его значение (2,5 б.). (5*1,5 б.+ 2,5 б. = 10 баллов)

Ответы:

А) Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию (белкой) по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. (Постоянные эпитеты, фразеологизм «растекаться мыслью по древу» – вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли, затрагивать разные, побочные, подобно ветвям дерева, темы и т. д.)

Б) А мои-то куряне – опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены… (Бессоюзие или асиндетон)

В) О Русская земля! Уже ты за холмом! (Риторическое обращение)

Г) Прыснуло море в полуночи, идут смерчи тучами. Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую, к отчему золотому столу. (Метафоры)

Д) Солнце светится на небе, – а Игорь-князь в Русской земле… (Параллелизм)

2-ой уровень. (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

2.1. Решите литературную задачу «Три Петра». (10 баллов)

У одного из писателей первой половины ХІХ века есть произведение, в котором сведены два Петра, тезки. Но история дала одному герою какое-то «разудалое имя – имя героя сказки «По щучьему веленью», героя веселых присловий: «Мели, Емеля, – твоя неделя!» Он сбросил с себя бремя имени, нарекся Петром… Признать в нем … Петра требует он у другого Петра… Тот не признает. Идет тяжба двух Петров: они как бы на авансцене, а на сцене разыгрываются события, являющиеся продолжением преобразований и побед…» третьего Петра. «Оба Петра ведут диспут у врат Петербурга, судьба которого решается в приуральской степи. Они – у подножия памятника, ибо Петербург воспринимался как пространный памятник его основателю…» (По В. Н. Турбину).

Назовите имена литературных героев (3 б.), аргументируя свое предположение (1 б.); укажите произведение (1 б.) и автора (1 б.). В каких еще двух произведениях данного писателя встречается образ третьего Петра? (2 б.) Обоснуйте свой ответ (2 б.).

Материал для ответа:

Емельян Пугачев – Петр ІІІ, Петр Андреевич Гринев, Петр І.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

«Медный всадник» (памятник Петру І), «Полтава» (победа Петра І над шведским королем Карлом ХІІ).

 

2.2. Компаративный анализ поэтических текстов. (20 баллов)

Прочитайте и сопоставьте произведения А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М. Ю. Лермонтова «Крест на скале», определите их тему и основную мысль. Обратите внимание на образы монастыря и креста. Раскройте символическое значение этих и других образов. Какие художественные средства и с какой целью использует каждый поэт? Какие особенности Вы заметили в системе стихосложения (ритм, рифма, строфика и т.п.)?

Ответ на вопросы задания дайте в форме связного текста, интерпретируя произведения.

Материал для ответа:

Сходства

1) Оба стихотворения объединены темами: изображение вершин Кавказа и желание лирического героя подняться к вольной вышине.

Над семьею гор, Казбек; Туда б… подняться к вольной вышине

В теснине Кавказа, скалу; о, если б взойти удалось мне туда…

2) В начале стихотворения оба поэта обращают свой взор на одну из самых высоких вершин Кавказа

Высоко, за облаками, над горами, далекий брег, к вышине, в соседство Бога

Туда долететь лишь степному орлу; он хочет схватить облака

3) В основе обоих стихотворений - религиозные символы, наводящие на размышление о жизни и судьбе

Монастырь, келью, Бог

Крест, молился

4) Выражена неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, горячее желание изменить свою жизнь

Вожделенный брег, туда б… подняться, скрыться мне

О, если б взойти; сбросил бы цепь бытия

5) Использована антитеза, контраст

Ущелье - вышине

Теснина – скала, взойти - сбросил

6) Особенностью композиций стихотворений является то, что они состоят из двух частей: описания горы, вершины (у Пушкина – восхваление горы) и выражения мечты, желания лирического героя.

7) Легко заметить, что ударными в стихотворениях являются звуки О, А, Э, которые передают ощущение пространства, открытости, безграничности и повторяют звуки наиболее важных слов «монастырь на Казбеке» и «крест на скале» и постоянно напоминают о них

Высоко-семьею-гор-твой-шатер-твой-далекий-вольной-заоблачную-Бога

Царственный–сияет-лучами-облаками-как-горами-туда-сказав-подняться-туда

Казбек-вечными-небе-реющий-ковчег-вожделенный-брег-ущелью-вышине-келью-соседство-мне

Кавказа-знаю-туда-деревянный-каждая-подъята-рука-облака-туда-плакал-тогда-я-бытия-братом-назвался-я

Степному-гниет-гнется-много-протекло-следов-пор-далеких-холмов-хочет-о-удалось–после-сбросил

Долететь-крест-чернеет-дождей-лет-мне-цепь.

8) Невозможно не заметить и аллитерацию – повторение согласных названия кр-ст-н-ск-л (крест на скале): в теснине Кавказа я знаю скалу. Туда долететь лишь степному орлу…

Различия

1) А.С.Пушкин строит свое стихотворение в виде молитвы. Как известно, молитва состоит из двух частей: восхваление того, к кому ты обращаешься, описание его достоинств, только затем выражение просьбы, своего желания. Подтверждает это и прямое обращение: «Казбек, твой царственный шатер…». То, что это именно восхваление, восхищение, показывают такие слова: «царственный», «сияет вечными…», «как в небе реющий ковчег, парит…». Как видим, много положительно окрашенных слов, торжественной лексики. Использовано слово «вожделенный» со значением «давно и сильно желанный, страстно ожидаемый».

Совсем иначе начал М.Ю.Лермонтов. он дает описание высокой скалы, его изменение во времени: здесь мало чувств, больше спокойного повествования, констатации фактов: «я знаю скалу», «крест деревянный чернеет», «гниет он и гнется», «много уж лет протекло». Здесь мы видим изобилие отрицательно окрашенной лексики: чернеет, гниет, гнется, от бурь и дождей, без следов… Свое горячее желание, мечту лирический герой передает через междометие «о, если б взойти…»

2) Образ монастыря в стихотворении многогранен. Поэт называет так Казбек, потому что, наверное, там, в вышине, царит покой, одиночество, близость к Богу. «В заоблачную келью»,- пишет поэт, имея в виду комнату для молитв, где человек наедине с Богом, в разговоре, в беседе с ним. И лирический герой мечтает «подняться к вольной вышине» именно за тем, чтобы быть в соседстве с Богом, вдалеке от мирской суеты, в молитвах, в размышлениях о вечном. Лирический герой Пушкина жаждет именно такого светлого покоя, душевного счастья.

Интересны многозначные слова «шатер» и «ковчег». Шатер – это вершина, но во втором значении это и высокая пирамидальная крыша колоколен, церквей.

Ковчег – во втором значении - ларец или сосуд для хранения ценностей или предметов церковного обихода, относящихся к обряду причащения, то есть чего-то очень важного и ценного. Как видим, оба слова ассоциируются с церковью, с молитвою, с Богом. М.Ю.Лермонтов использует образ креста. Может быть, он имеет в виду Крестовую гору (вспомним эпизод из «Героя нашего времени»)? «Но крест деревянный чернеет на ней, гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов, с тех пор как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». И ничего о молитвах, о Боге. Герой мечтает взойти туда, чтобы сбросить «цепь бытия» и быть там, где рождается буря. Ассоциацию с Богом дает слово «молился» и только. Само слово «Бог» не появляется в стихотворении.

Герой Лермонтова не открыл для себя Бога, он не ищет покоя, а хочет породниться с бурей. И даже поднятая кверху рука у Лермонтова не символ обращения к Богу, а символ некой агрессии – «схватить облака».

3) Где покой и счастье, там мало действий. И в самом деле, я насчитала в стихотворении Пушкина только 4 глагола и одно деепричастие, выражающие действия. Зато здесь много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.

Дважды повторенное местоимение «твое» против одного «мне» явно показывает направленность не в свою сторону, не на собственное «Я», а на другого, на собеседника. В стихотворении М.Ю.Лермонтова использовано 14 глаголов, два кратких причастия и прилагательного, 3 прилагательного. Такое изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.

И в то же время в таком маленьком стихотворении поэтом использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.

4) Стихотворение А.С.Пушкина более эмоционально насыщенное, вторая часть имеет интересный интонационный рисунок: три восклицания, правильно чередуемые, и кроме этого, анафора «туда б / туда б» с последующим обособленным членом создает внутристрочную паузу, помогая особо выделить это слово, это желание, эту мечту. Поэт и в первой части использует внутристрочную паузу дважды, вставляя обращение и обособленное определение, это придает медлительность и некую торжественность речи. Тому же способствуют и слова «реющий», «парит», «вечными», старославянизмы «вожделенный брег»... Напротив, здесь только одно восклицание, в самом конце стихотворения, как выражение наивысшего восторга. Интонационная картина стихотворения не отличается особенностью, она достаточно однообразна:

В теснине Кавказа / я знаю скалу//

Туда долететь / лишь степному орлу//

Но крест деревянный / чернеет на ней//

Гниет он и гнется / от бурь и дождей//

Лишь единожды междометие «о» нарушает привычный рисунок: О// если б взойти / удалось мне туда//

5) Стихотворение А.С.Пушкина Богато образными средствами. Здесь и эпитеты (вечными лучами, вольной вышине), олицетворения (монастырь парит),сравнение (как в небе реющий ковчег), метафоры (над семьею гор, далекий брег), повтор слов, антитеза, инверсия (высоко сияет, как в небе реющий ковчег),анафора, восклицания, риторическое обращение, умолчание и др.

Такого изобилия тропов не видим мы в стихотворении М.Ю.Лермонтова. Поэт использует олицетворение (крест гнется), развернутое сравнение (как будто он хочет схватить облака), инверсию (крест деревянный, подъята рука, сбросил я), анафору (и после бы – и с бурею), повтор слов

6) «Монастырь на Казбеке» написано любимым размером А.Пушкина - четырехстопным ямбом. Почти в каждой строчке поэт пользуется пиррихием, что придает строчке легкость, воздушность (вспомним «парит», «реющий», «облаками»).

Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами», повторяя рифму «лучами-облаками» и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег». Это не случайность и не ошибка, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – «парит». Поэт чередует мужскую закрытую рифму с женской открытой.

Напротив, М.Лермонтов написал свое стихотворение амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и медлительным. Мужская перекрестная рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.

Выводы

Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что у них много общего: они объединены темами, идеями, имеют одинаковую композицию, в них использованы несколько одинаковых изобразительно-выразительных приемов. Общность темы можно легко объяснить тем, что оба поэта за свое свободолюбие были наказаны ссылками на юг страны, на Кавказ. Их не могли не пленить эти горы своей красотой, своими людьми, обычаями. Именно поэтому они посвятили стихотворения Кавказу.

В то же время у стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова очень много отличий. В них выражено различное настроение: если в стихотворении Пушкина оно светлое, жизнеутверждающее, и это передано через яркие эпитеты, торжественную лексику, положительно окрашенные слова, то у Лермонтова мы видим негативное отношение героя к земному существованию, торжество тьмы над светом, бессмысленность и пустоту человеческой жизни. Все средства поэтической речи, использованные поэтами, помогают им выразить именно эти настроения.

Язык стихотворения А.С.Пушкина гораздо Богаче. И разнообразием интонаций, и обилием изобразительных средств, и особенностями рифмы, ритма. Все эти средства помогают ему выразить главную мысль, идею стихотворения: восторженный взгляд на красоту гор и светлое желание подняться к вольной вышине,к покою

Напротив, гораздо более сдержанное стихотворение Лермонтова, его повествовательный характер соответствуют настроению лирического героя, его нежеланию смириться с цепью земного бытия и стремлению к активным действиям.

Даже по этим двум стихотворениям можно сделать вывод о характерах двух поэтов. Я вижу, что стихотворение Пушкина направлено не в свою сторону, не в свое «Я», а к другому, что подтверждает открытость его характера, его общительность. Пушкин любил общество, друзей, веселье. Это мы знаем из его биографии. А Лермонтов более сдержан, он одинок, он грустен, углублен в свое «Я». Об этом говорят многие его стихотворения и описание его жизни.

 

3-ий уровень. Творческое задание (1 задание: 20 б. + 10 б. = 30 баллов)

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (1 стр.) на одну из предложенных тем.

Что значит быть свободным?

Книга помогает человеку взрослеть

«Но стихотворец тот, кто сердце заражает…» (А. П. Сумароков)

«Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан?..» (К. Ф. Рылеев)

«…Затем лишь, чтоб творить добро!» (Ф. П. Львов)

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть (10 баллов)

Поясните выбор художественного произведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: