Задание для самостоятельного труда во время подготовки к занятию

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени О.О.БОГОМОЛЬЦА

 

«Утверждено»

на методическом совещании
кафедры патологической физиологии
Заведующий кафедрой
профессор Н.В.Кришталь
“___” __________2010 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

 

Учебная дисциплина «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»
Модуль № 1  
Смысловой модуль № 3 Типичные нарушения обмена веществ
Тема занятия Лихорадка
Курс 3-й
Факультет Медицинский

 

 

Киев – 2010


 

Актуальность темы: лихорадка является важным звеном патогенеза многих болезней, в частности инфекционных. Повышение температуры тела во время лихорадки обусловлено перестройкой центра терморегуляции, что запускает повышение температуры тела. Нужно хорошо понимать разницу между патогенезом лихорадки и перегревания. Лихорадка имеет как защитно-приспособительные механизмы, так и собственно патологические. Знание и правильная оценка этих механизмов, понимание закономерностей развития лихорадки абсолютно необходимы для лечения больных.

1. Конкретные цели:

Ø Определять понятие типичного патологического процесса лихорадка;

Ø Применять существующие принципы для классификации типичных патологических процессов;

Ø Анализировать причинно-следственные взаимосвязи в патогенезе типичных патологических процессов, при этом уметь отделять изменения местные и общие, патологические и приспособительно-компенсаторные;

Ø Применять необходимые методы для экспериментального моделирования и изучения лихорадки;

Ø Объяснять общебиологическое значение лихорадки, ее роли в патологии, в частности в возникновении и развитии соответствующих групп заболеваний.

2. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция):

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки
Нормальная физиология Система терморегуляции, центры теплопродукции и теплоотдачи, температурная адаптация.

Задание для самостоятельного труда во время подготовки к занятию.

3.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

Термин Определение
Лихорадка типичный патологический процесс, который характеризуется повышением температуры тела в ответ на действие пирогенных факторов.

3.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Определение лихорадки.

2. Этиология лихорадки: экзогенные и эндогенные пирогені.

3. Патогенез лихорадки, стадии.

4. Типы температурных кривых.

5. Отличие лихорадки от гипертермии.

6. Значение лихорадки для организма.

 

3.3. Практические работы (задание), которые выполняются на занятии:

Задание 1. У подопытного животного (крыса) воспроизвести лихорадку и выучить зависимость температуры тела от уровня теплопродукции. У крысы измерить ректальную температуру посредством термометра, подсчитать частоту дыхания за 1 мин. Измерить объем кислорода, который поглощается крысой за 10 мин посредством установки Калабухова. Внутрибрюшинно ввести крысе раствор пирогенала (1 мг на 1 кг массы тела). Наблюдать за поведением животного. Через 1-1,5 часа во второй раз измерить температуру, частоту дыхания, поглощение кислорода за 10 мин. Сравнить результаты, полученные в начале и в конце опыта, сделать выводы.

Исходные показатели (контроль) Показатели после введения пирогенала  
  t,°С Поглощение кислорода мл/мин Частота дыхания за 1 мин t °С Поглощение кислорода мл/мин Частота дыхания за 1 мин
             
               

Материалы для самоконтроля:

A. Задание для самоконтроля:

1. У больной острой пневмонией появился озноб с повышением температуры тела до 39°C, общая слабость, сухой кашель. Какой из перечисленных медиаторов воспаления имеет свойства эндогенного пирогена?

А. Тромбоксан А2

Б. Брадикинин

В. Гистамин

Г. Интерлейкин 1

Д. Серотонин

 

2. У больного на протяжении суток температура тела повышается и остается высокой от 1 до 3 часов, а затем снижается к нормальному уровню. Такое повышение температуры тела наблюдается периодически через 3 дня на четвертый. Какой это тип температурной кривой?

А. Febris remittens

Б. Febris recurrens

В. Febris continua

Г. Febris hectica

Д. Febris intermittens

 

3. У больного после переохлаждения температура тела повысилась до 39,7°C и колебалась от 39°C до 39,8°C в течение 3 суток. Какой тип температурной кривой у больного?

А. Febris continua

Б. Febris recurrens

В. Febris intermittens

Г. Febris hectica

Д. Febris remittens

4. Экспериментальному животному с целью воссоздания лихорадки был введен пирогенал. Какой механизм при этом запускает процесс повышения температуры тела?

А. Активация сократительного термогенеза

Б. Активация несократительного термогенеза

В. Уменьшение теплоотдачи

Г. Разобщение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования

Д. Повышение учредительной точки нейронов терморегуляторного центра

 

5. Женщина 46 лет жалуется на общую слабость, озноб, боль в горле. Объективно: покраснение в зоне миндалин. Температура тела 38,6С. Какие из перечисленных клеток являются главным источником эндогенных пирогенов, что вызывают лихорадку у больной?

А. Базофилы

Б. Эозинофилы

В. Макрофаги

Г. В-лимфоциты

Д. Тканевые базофилы

 

6. У ребенка с воспалением легких наблюдается повышение температуры тела. Какое из перечисленных биологически активных веществ играет ведущую роль в возникновении этого явления?

А. Брадикинин

Б. Серотонин

В. Гистамин

Г. Интерлейкин - 1

Д. Лимфокин

 

7. У больного, который долго болел лихорадкой, в результате лечения температура тела начала быстро снижаться. Какой наиболее вероятный механизм снижения температуры при этом?

А. Уменьшение теплопродукции в результате снижения метаболизма

Б. Защитная активация иммунной системы

В. Снижение резистентности организма к действию пирогенов

Г.Снижение образования пирогенов

Д. Повышение резистентности организма к действию пирогенов

 

8. Больному гриппом врач в комплексной терапии не назначил жаропонижающих препаратов, выходя из защитного действия повышенной температуры. Какой из механизмов такого действия повышенной температуры включается при лихорадке?

А. Стимуляция размножения возбудителя

Б. Подавление эритропоеза

В. Подавление продукции лизоцима

Г. Активация продукции интерферона

Д. Подавление антителообразования

 

9. У больного гриппом отмечается бледность кожных покровов, «гусиная кожа», озноб. Какое соотношение процессов образования и отдачи тепла в описанном периоде лихорадки?

А. Усиление теплопродукции без изменения теплоотдачи

Б. Теплопродукция равняется теплоотдаче

В. Теплопродукция превышает теплоотдачу

Г. Снижение теплоотдачи при неизмененной теплопродукции

Д. Теплопродукция ниже теплоотдачи

 

10. У больного ОРВИ бледность кожи сменилась гиперемией, возникло ощущение жара, кожа на ощупь стала горячей. Какое соотношение процессов образования и отдачи тепла в описанном периоде лихорадки?

Усиление теплопродукции без изменения теплоотдачи

А. Теплопродукция равняется теплоотдаче на более высоком уровне

Б. Теплопродукция превышает теплоотдачу

В. Снижение теплоотдачи на фоне неизмененной теплопродукции

Г. Теплопродукция ниже теплоотдачи


Б. Задачи для самоконтроля:

1. После введения пирогенала у человека наблюдается бледная, сухая кожа, озноб, «гусиная кожа», повышенное поглощение кислорода по данным газообмена.

Какому периоду лихорадки свойственные такие изменения? Объяснить механизмы перестройки терморегуляции в этой стадии.

 

2. На протяжении суток температура тела то повышается, то снижается
к нормальному уровню. Такие подъемы температуры наблюдаются
через три дня на четвертый. Какой это тип лихорадки, когда он наблюдается и почему?

 

3. Исходя из патогенеза лихорадки и гипертермии, проанализировать нижеперечисленые
случаи повышения температуры тела и объяснить, в каком
из них нужно применять жаропонижающие средства: 1) температура тела больного 39°С, значительная интоксикация; 2) температура тела больного 39°С, общее состояние удовлетворительно, сознание ясно; 3) у новорожденного в результате нарушения режима потребления жидкости наблюдается сухость кожи и слизистых оболочек, сильная жажда, повышенная температура тела.

Литература:

Основная:

1. Патологічна фізіологія / За ред. М.Н. Зайка, Ю.В. Биця.-К.: Вища шк., 1995. – 615 с.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця.- Москва: Медпресс-информ, 2004. – 635 с.

3. Посібник до практичних занять з патологічної фізіології / За ред. Ю.В.Биця та Л.Я.Данилової. - К.: Здоров’я, 2001.

Дополнительная:

1. Патологическая физиология: Учебник/Под ред. А.Д.Адо и др.- М.: Триада-Х, 2000.

2. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии. Ч. 1. Основы общей патофизиологии.- СПб: ЭЛБИ, 1999.

3. Ройт А. Основы иммунологии. – М.: Мир, 1991.

4. Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с англ. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996.

5. Руководство по патологической физиологии: В 4 т. / Под ред. Н.Н. Сиротинина. - М.: Медицина, 1966.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: