Лидер независимо от позиции должен быть слугой. Но служение людям не означает отказ от своей позиции, той задачи или того мандата, который вверил ему Господь. Оно предполагает глубокое понимание назначения этой позиции. Если понять это, то можно получить свободу по отношению к своему призванию и своей задаче. Свобода может выражаться по-разному. Исчезает страх, человек перестает важничать и относиться к себе слишком серьезно. Он может оставить некоторые обязанности и не чувствует необходимости все держать в своих руках. Порой это самое трудное для лидера. Так бывает и с первопроходцем, который получил благодать от Бога строить работу с самого начала. Наблюдать за работой — это неотъемлемая часть духовной работы лидера. Контроль над выполнением данного Господом видения необходим. Существует только риск, но всем принимать личное участие и не передавать бразды правления другим. В конце концов, может произойти так, что лидер не будет доверять никому и захочет все делать сам.
Моисей столкнулся именно с такой проблемой. Ее решение заключается в делегировании. Если лидер на самом деле служит людям, то он способен делегировать. В Книге Исход (18:13-22) Моисей занят только тем, что лично консультирует людей и решает их проблемы. Он сидит с утра до ночи, и весь народ стекается к нему. Он выбился из сил, а народ измучился. Когда люди устают, они начинают вас критиковать. Настроение в стане нельзя было назвать хорошим. Тесть Моисея увидел его трудности и помог ему.
Решение состояло из двух частей:
1. Оно предполагало ясное определение и четкое разграничение обязанностей Моисея. Он не должен был делать все сам, а только то, что у него получалось лучше всего и что было крайне необходимо. Иными словами: не делай того, что могут сделать другие, а делай то, чего не могут другие!
2. Затем он должен был найти людей, которые могли бы работать вместе с ним (мы остановимся на этом более подробно в одной из следующих глав). Эти соработнпки должны были разгрузить его и таким образом во многом облегчить ему работу.
Делегировать задачи — значит служить народу. С одной стороны, этим открываются возможности для роста других людей, а с другой, можно достичь большего. В работе участвует больше рук. Больше глаз видят. Больше ушей слышат. Возрастает эффективность, и решается большее количество проблем. В некоторых церквях члены церкви предпочитают говорить лично с пастором. Это возможно только в том случае, если в ней шестьдесят человек, а не пять тысяч. Людям необходимо понять, что необязательно все время говорить лично с пастором, но Бог может использовать любого из соработников, поставленных на служение в церкви. Иначе это приведет к духовному идолопоклонству и будет препятствовать зрелости и росту. Это также помешает действию помазания на пасторе и сделает работу тяжелой и утомительной. Сегодня в Швеции многие священники и пасторы оставили свое служение, и из-за этого мы находимся в опасной ситуации. Многие переутомились и сгорели на работе, и на то могут быть различные причины. Одна из них — это неэффективная духовная организация, которая различными способами «закрывает рот у вола молотящего». Любая неэффективность выматывает, а большое количество совещаний даже подрывают работу.
Под водительством Святого Духа можно прийти к совершенно иному стилю работы, который будет ближе к библейскому. Как через чудеса и знамения можно переживать помазание Духа на собраниях, так можно чувствовать помазание в божественной организации. Благодаря этому можно испытывать большую радость от работы и помогать и служить большему количеству людей.
Глава 4
Подготовка лидера
Кто-то заметил: «Лидерами не рождаются, их готовят, формируют и воспитывают». Невозможно заполучить должность лидера, к ней готовятся годами. Конечно, даже молодой христианин может тут же начать помогать другим людям, евангелизировать и брать на себя инициативу. Но не об этом речь. Обратимся к примерам из Слова Божьего:
1. Ученики, ставшие впоследствии апостолами, прошли три с половиной года интенсивной тренировки в обществе Иисуса, прежде чем Он отпустил их идти завоевывать весь мир.
2. После обращения Павел провел длительное время подготовки в аравийской пустыне, пока его апостольское служение не приняло серьезные масштабы.
3. На протяжении сорока лет Моисей набирался опыта как пастух в пустыне, прежде чем стать пастырем народа Израиля.
Павел предупреждает о том, что нельзя ставить новообращенных лидерами церкви, потому что существует опасность, что они могут возгордиться (см. 1-Тим. 3:6). Сегодня мы нуждаемся в совершенно новом, молодом поколении лидеров, но нам ужконечно не нужно поколение высокомерных лидеров. Молодым свойственно легкомыслие и удаль, что очень быстро может принести к высокомерию. В нашем обществе все нацелено на молодежь. Это относится к моде, музыке, вкусам и т.д. Молодое поколение обладает большой покупательной способностью, его превозносят, и его запросы делают нормой во всем. Переступив тридцатилетний рубеж, человек начинает паниковать и побаиваться старости. А все должно быть наоборот!
Три периода жизни
В мире существует глубокая пропасть между молодыми и пожилыми людьми, которые противопоставляются друг другу. Это вызывает смущение и лишает нас исторических корней. Согласно Божьему плану молодежь должна учиться у пожилых, а пожилые должны черпать вдохновение у молодых. В последнее время Господь будет обращаться как к молодым через видения, так и к пожилым через сны. В Книге Малахии (4:6), в последнем стихе Ветхого Завета, говорится: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». В последнее время Господь будет следить за тем, чтобы в Церкви не было противоречий между поколениями. Будет уничтожен бунт и презрение у молодежи, а также предрассудки, престиж и равнодушное отношение у пожилых. Разные поколения пойдут рука об руку.
Когда Иисус призвал Своих учеников, они еще не были подготовленными. Они были только призванными. Ученик — это человек, который учится у кого-то другого. Для этого в Теле Христа Господь поставил апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Никто не может изолироваться и говорить: «Меня никто ничему не учил. Я получил все непосредственно от Иисуса». Это ошибочно и не здраво. Все мы имеем непосредственное отношение к христианскому общению, а в нем есть и молодые, и пожилые. Ученики Иисуса учились чему-то каждый день, и их характер шлифовался в общении друг с другом. Им было недостаточно одной миссионерской поездки на выходных или мощной конференции.
Иисус Навин служил Моисею на протяжении многих лет, пока, наконец, не был готов занять его место. Живи он в наши дни, он наверняка бы столкнулся с искушением оставить место подготовки ради места на сцене. Наверное, его не раз посещала мысль о том, что наступил момент перестать помогать Моисею. Ведь у него было свое призвание, и нужно было нацелиться на что-то свое. Но он не сделал этого, и благодаря его верности и готовности служить он смог заменить Моисея. Годы под началом Моисея прошли для него не зря. Это были годы подготовки. Чем больше по масштабу и духовному влиянию служение, тем тщательнее подготовка и тяжелее искушения и трудности. На этом спотыкались многие люди. Когда Господь испытывал их сердца и требовал от них ждать и слушаться Господа, они торопили события, и амбиции приводили их к падению.
Наша жизнь делится на три периода:
1. Период подготовки.
2. Период активной деятельности.
3. Период передачи опыта.
Период подготовки
В течение первого периода мы в основном учимся и набираемся опыта. То, что мы делаем по отношению к людям, может быть благословлено, но чаще всего это происходит для того, чтобы мы просто проходили подготовку. Акцент делается па обучении, возможности набраться опыта и почерпнуть знания. Поскольку ударение стоит на этом, часто возникает соблазн пренебречь как раз всем этим. Мы становимся недисциплинированными и нетерпеливыми. Все должно произойти сейчас, и нам не сидится спокойно. Мы не можем понять лишь одного — это такой период в нашей жизни, который больше уже никогда не повторится. Мы находимся на вершине своих духовных сил и жажды, а также физических способностей. Это создает необходимые предпосылки, чтобы научиться тому, для чего у нас никогда уже не будет возможностей. Иногда мы сами себя обманываем, веря в то, что можно сразу взлететь высоко, но это бывает крайне редко или не бывает вообще. Вот почему написано, что мы должны помнить Создателя в дни юности (см. Еккл. 12:1). Ничего не может быть важнее одного года, проведенного в библейской школе в молодые годы. Там приобретается запас знаний и снаряжение, которые пронесут нас через всю жизнь. Нельзя торопиться настолько, чтобы не успеть окунуться в Божье Слово на целый год.
Многие молодые проповедники расстраивались и теряли покой из-за того, что не получали духовного прорыва. Они не поняли, что Господь хотел, чтобы они искали Его и дисциплинировали себя, изучая Его Слово. И чтобы помогали кому-то, кто уже находится в более сильном служении, чем у них. Никакая подготовка не может быть напрасной!
Иисус Навин, Елисей, ученики Иисуса, Тимофей и Тит проходили длительные периоды подготовки, прежде чем выходили в свое собственное служение. Времена подготовки куют характер. В это время закладывается фундамент дома. Чем выше дом, тем на большей глубине строится фундамент, а иначе дом рухнет. Это дает возможность Духу Святому совершить глубокую работу в нас и убрать то, что в противном случае может оказаться губительным в будущем.
Во время периода подготовки важно иметь отношения с наставником. Наставник может не быть им всю жизнь, но благодаря нему подготовка носит более личностный и доверительный характер. Если я никогда не осмелюсь рассказать о чем-то человеку, то вряд ли у меня хватит смелости разобраться с этим всерьез перед лицом Бога.