Делегировать — значит служить народу

Лидер независимо от позиции должен быть слугой. Но служе­ние людям не означает отказ от своей позиции, той задачи или того мандата, который вверил ему Господь. Оно предполагает глубокое понимание назначения этой позиции. Если понять это, то можно получить свободу по отношению к своему при­званию и своей задаче. Свобода может выражаться по-разно­му. Исчезает страх, человек перестает важничать и относиться к себе слишком серьезно. Он может оставить некоторые обя­занности и не чувствует необходимости все держать в своих руках. Порой это самое трудное для лидера. Так бывает и с первопроходцем, который получил благодать от Бога стро­ить работу с самого начала. Наблюдать за работой — это неотъемлемая часть духовной работы лидера. Контроль над выполнением данного Господом видения необходим. Суще­ствует только риск, но всем принимать личное участие и не передавать бразды правления другим. В конце концов, может произойти так, что лидер не будет доверять никому и захочет все делать сам.

Моисей столкнулся именно с такой проблемой. Ее реше­ние заключается в делегировании. Если лидер на самом деле служит людям, то он способен делегировать. В Книге Исход (18:13-22) Моисей занят только тем, что лично консультирует людей и решает их проблемы. Он сидит с утра до ночи, и весь народ стекается к нему. Он выбился из сил, а народ измучил­ся. Когда люди устают, они начинают вас критиковать. На­строение в стане нельзя было назвать хорошим. Тесть Моисея увидел его трудности и помог ему.

Решение состояло из двух частей:

1. Оно предполагало ясное определение и четкое разгра­ничение обязанностей Моисея. Он не должен был делать все сам, а только то, что у него получалось лучше всего и что было крайне необходимо. Иными словами: не делай того, что могут сделать другие, а делай то, чего не могут другие!

2. Затем он должен был найти людей, которые могли бы работать вместе с ним (мы остановимся на этом более подробно в одной из следующих глав). Эти соработнпки должны были разгрузить его и таким образом во многом облегчить ему работу.

Делегировать задачи — значит служить народу. С одной стороны, этим открываются возможности для роста других людей, а с другой, можно достичь большего. В работе участ­вует больше рук. Больше глаз видят. Больше ушей слышат. Возрастает эффективность, и решается большее количество проблем. В некоторых церквях члены церкви предпочитают говорить лично с пастором. Это возможно только в том случае, если в ней шестьдесят человек, а не пять тысяч. Людям необходимо понять, что необязательно все время говорить лично с пастором, но Бог может использовать любого из соработников, поставленных на служение в церкви. Иначе это приведет к духовному идолопоклонству и будет препятство­вать зрелости и росту. Это также помешает действию помаза­ния на пасторе и сделает работу тяжелой и утомительной. Се­годня в Швеции многие священники и пасторы оставили свое служение, и из-за этого мы находимся в опасной ситуации. Многие переутомились и сгорели на работе, и на то могут быть различные причины. Одна из них — это неэффектив­ная духовная организация, которая различными способами «закрывает рот у вола молотящего». Любая неэффективность выматывает, а большое количество совещаний даже подрыва­ют работу.

Под водительством Святого Духа можно прийти к совер­шенно иному стилю работы, который будет ближе к библей­скому. Как через чудеса и знамения можно переживать пома­зание Духа на собраниях, так можно чувствовать помазание в божественной организации. Благодаря этому можно испыты­вать большую радость от работы и помогать и служить боль­шему количеству людей.

 

Глава 4

Подготовка лидера

Кто-то заметил: «Лидерами не рождаются, их готовят, фор­мируют и воспитывают». Невозможно заполучить должность лидера, к ней готовятся годами. Конечно, даже молодой хрис­тианин может тут же начать помогать другим людям, евангелизировать и брать на себя инициативу. Но не об этом речь. Обратимся к примерам из Слова Божьего:

1. Ученики, ставшие впоследствии апостолами, прошли три с половиной года интенсивной тренировки в обществе Иисуса, прежде чем Он отпустил их идти завоевывать весь мир.

2. После обращения Павел провел длительное время под­готовки в аравийской пустыне, пока его апостольское служе­ние не приняло серьезные масштабы.

3. На протяжении сорока лет Моисей набирался опыта как пастух в пустыне, прежде чем стать пастырем народа Израиля.

Павел предупреждает о том, что нельзя ставить новообра­щенных лидерами церкви, потому что существует опасность, что они могут возгордиться (см. 1-Тим. 3:6). Сегодня мы нуж­даемся в совершенно новом, молодом поколении лидеров, но нам ужконечно не нужно поколение высокомерных лидеров. Молодым свойственно легкомыслие и удаль, что очень быстро может принести к высокомерию. В нашем обществе все наце­лено на молодежь. Это относится к моде, музыке, вкусам и т.д. Молодое поколение обладает большой покупательной способ­ностью, его превозносят, и его запросы делают нормой во всем. Переступив тридцатилетний рубеж, человек начинает панико­вать и побаиваться старости. А все должно быть наоборот!

 

Три периода жизни

В мире существует глубокая пропасть между молодыми и по­жилыми людьми, которые противопоставляются друг другу. Это вызывает смущение и лишает нас исторических корней. Согласно Божьему плану молодежь должна учиться у пожи­лых, а пожилые должны черпать вдохновение у молодых. В последнее время Господь будет обращаться как к молодым через видения, так и к пожилым через сны. В Книге Малахии (4:6), в последнем стихе Ветхого Завета, говорится: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». В последнее время Господь будет следить за тем, чтобы в Церкви не было противоречий между поколениями. Будет уничтожен бунт и презрение у молодежи, а также предрассудки, престиж и рав­нодушное отношение у пожилых. Разные поколения пойдут рука об руку.

Когда Иисус призвал Своих учеников, они еще не были подготовленными. Они были только призванными. Уче­ник — это человек, который учится у кого-то другого. Для этого в Теле Христа Господь поставил апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Никто не может изоли­роваться и говорить: «Меня никто ничему не учил. Я получил все непосредственно от Иисуса». Это ошибочно и не здраво. Все мы имеем непосредственное отношение к христианскому общению, а в нем есть и молодые, и пожилые. Ученики Иису­са учились чему-то каждый день, и их характер шлифовался в общении друг с другом. Им было недостаточно одной мисси­онерской поездки на выходных или мощной конференции.

Иисус Навин служил Моисею на протяжении многих лет, пока, наконец, не был готов занять его место. Живи он в наши дни, он наверняка бы столкнулся с искушением оставить место подготовки ради места на сцене. Наверное, его не раз посещала мысль о том, что наступил момент перестать помо­гать Моисею. Ведь у него было свое призвание, и нужно было нацелиться на что-то свое. Но он не сделал этого, и благодаря его верности и готовности служить он смог заменить Мои­сея. Годы под началом Моисея прошли для него не зря. Это были годы подготовки. Чем больше по масштабу и духовно­му влиянию служение, тем тщательнее подготовка и тяжелее искушения и трудности. На этом спотыкались многие люди. Когда Господь испытывал их сердца и требовал от них ждать и слушаться Господа, они торопили события, и амбиции приводили их к падению.

Наша жизнь делится на три периода:

1. Период подготовки.

2. Период активной деятельности.

3. Период передачи опыта.

 

Период подготовки

В течение первого периода мы в основном учимся и набира­емся опыта. То, что мы делаем по отношению к людям, может быть благословлено, но чаще всего это происходит для того, чтобы мы просто проходили подготовку. Акцент делается па обучении, возможности набраться опыта и почерпнуть знания. Поскольку ударение стоит на этом, часто возникает соблазн пренебречь как раз всем этим. Мы становимся не­дисциплинированными и нетерпеливыми. Все должно про­изойти сейчас, и нам не сидится спокойно. Мы не можем понять лишь одного — это такой период в нашей жизни, который больше уже никогда не повторится. Мы находимся на вершине своих духовных сил и жажды, а также физичес­ких способностей. Это создает необходимые предпосылки, чтобы научиться тому, для чего у нас никогда уже не будет возможностей. Иногда мы сами себя обманываем, веря в то, что можно сразу взлететь высоко, но это бывает крайне редко или не бывает вообще. Вот почему написано, что мы должны помнить Создателя в дни юности (см. Еккл. 12:1). Ничего не может быть важнее одного года, проведенного в библейской школе в молодые годы. Там приобретается запас знаний и снаряжение, которые пронесут нас через всю жизнь. Нельзя торопиться настолько, чтобы не успеть окунуться в Божье Слово на целый год.

Многие молодые проповедники расстраивались и теряли покой из-за того, что не получали духовного прорыва. Они не поняли, что Господь хотел, чтобы они искали Его и дисципли­нировали себя, изучая Его Слово. И чтобы помогали кому-то, кто уже находится в более сильном служении, чем у них. Ни­какая подготовка не может быть напрасной!

Иисус Навин, Елисей, ученики Иисуса, Тимофей и Тит проходили длительные периоды подготовки, прежде чем выходили в свое собственное служение. Времена подготовки куют характер. В это время закладывается фундамент дома. Чем выше дом, тем на большей глубине строится фундамент, а иначе дом рухнет. Это дает возможность Духу Святому со­вершить глубокую работу в нас и убрать то, что в противном случае может оказаться губительным в будущем.

Во время периода подготовки важно иметь отношения с наставником. Наставник может не быть им всю жизнь, но бла­годаря нему подготовка носит более личностный и доверитель­ный характер. Если я никогда не осмелюсь рассказать о чем-то человеку, то вряд ли у меня хватит смелости разобраться с этим всерьез перед лицом Бога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: