Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство.
Успех воспитания детей в возрасте до трех лет
Успех воспитания детей в возрасте до трех лет зависит от соблюдения взрослым следующих правил:
· Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребенка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем.
· Объем новых знаний, умений и навыков должен быть посильным, строго выверенным для детей каждой возрастной группы; следует учитывать уровень развития ребенка;
· Педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между всеми взрослыми (дома и в условиях образовательной организации).
· Значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыш будет капризничать, демонстрировать упрямство, негативизм.
· Следует использовать адресное обращение к ребенку. При этом действенным приемом является прием «глаза в глаза» (если необходимо, присев на корточки). В младенчестве малыш привык видеть лицо взрослого, смотреть ему в глаза. Овладев ходьбой, он в лучшем случае видит ноги взрослого и с трудом воспринимает его речь, не видя лица.
|
|
· Между высказываниями взрослого и началом выполнения его требований ребенком должно пройти какое-то время. В силу особенностей возраста малыш не в состоянии перестроиться с одного вида деятельности на другой, для этого ему необходимо время. Не раздражаясь, взрослый обязан дважды (с небольшим интервалом) повторить ребенку то, что от него требуется в данный момент;
· В оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Положительная оценка имеет для ребенка особое значение. Но при этом необходимо учитывать возраст малыша. Ребенка второго года жизни завораживают сами действия, а не их результат. Поэтому взрослый может с одобрением произнести: «Как ты хорошо убираешь игрушки на место!» Ребенок третьего года жизни открывает для себя значимость результата собственных действий, ему лестно услышать от взрослого: «Ты совсем большой! У нас полный порядок в комнате!».
· Категорически запрещается высмеивать ребенка, унижать его достоинство. Следует помнить, что у ребенка в этом возрасте формируется самооценка.
· Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу, то есть запретив одно, нужно сразу предложить что-то другое.
|
|
· Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Следует грамотно и спокойно разобраться в происходящем. При этом важен стиль порицания: взрослый должен выражать не гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает разницу). Сочувствуя огорчению взрослого, ребенок искренне раскаивается в содеянном, надолго запоминает этот эпизод.
· Взрослый должен порицать не личность, а поступок ребенка: «Костя! Ты такой добрый, а тут вдруг толкнул маленькую Олечку!» Порицание должно сразу следовать за проступком, чтобы ребенок понял его справедливость.