Экзаменационные билеты по предмету «Древнерусское искусство»

Экзаменационные билеты по предмету «Византийское искусство».

  1. Раннехристианский период. Римские катакомбы. Сюжеты, символика, изменения в стиле по отношению к античному, христианские сюжеты и языческая иконография.
  2. Раннехристианская базилика. Конструктивное и литургическое устройство раннехристианского храма. Базилики 4 – 5 веков в Италии, Константинополе, Греции, Северной Африке и на христианском Востоке. Ранние купольные базилики. Конструктивные и типологические особенности архитектуры, их богословское переосмысление. Мозаики – стилистика и сюжеты.
  3. Центрические здания 4 – 5 веков. (мартирии, баптистерии, мемории, церкви). Монастырь Калат Семан в Сирии, характеристика стиля архитектурного ансамбля.
  4. Искусство эпохи Юстиниана. Софийский собор в Константинополе. Собор св. Ирины в Константинопале. Переосмысление интерьера как вида архитектурного решения – пространственный образ модели иного мира.
  5. Искусство эпохи Юстиниана. Равеннские базилики. Синайский монастырь. Описание архитектурных особенностей, стилистика мозаик, энкаустических икон 6 в.
  1. Македонский период. Окончательное сложение канонов в церковной архитектуре и иконописи. Типы крестово-купольного храма: храм на четырёх колоннах, храм типа вписанного креста, храм с обходом. Октагональные храмы на тромпах. «Великий аскетический стиль». Фрески церкви Панагии тон Халкеон. Мозаическая декорация церкви Осиос Лукас в Фокиде. Мозаики и фрески Софии Киевской и Софии Охридской.
  2. Византийское искусство комниновского периода в Италии: Сицилия (мозаики Палермо, Чефалу, Монреале) и Венеции (Сан Марко, Торчелло, Мурано). Фрески церкви св. Пантелеимона в Нерези. Комниновский «маньеризм».
  3. Иконопись и миниатюра Комниновского периода. Стилистические особенности, памятники.
  4. Монументальная живопись раннепалеологовского периода (1260-1290-е гг.). Бояна, церковь св. Апостолов в Пече, Сопочаны, София Трапезундская. Церкви Богородицы Паригоритиссы в Арте и Богородицы Перивлепты в Охриде. Деисус Софии Константинопольской.
  5. Искусство «Палеологовского Ренессанса». Крупнейшие монументальные ансамбли. Монастырь Хора. Монументальная живопись Сербии этого преиода («Школа» короля Милутина). Искусство 1330 - 40-х гг. Церковь Богородицы Перивлептос.
  6. Монументальная живопись второй половины ΧΙV – начала ΧV вв. на территории Греции (Мистра) и Сербии (Моравская школа), на Руси (Феофан Грек). Разнообразие стилей иконописных школ
  7. Иконопись и миниатюра «Палеологовского Ренессанса». Стилистические особенности, памятники.
  8. Общая характеристика поствизантийского церковного искусства. Стилистическое разнообразие и эклектичность Критской школы.

Экзаменационные билеты по предмету «Древнерусское искусство».

1. Домонгольское архитектура. Киевская, Черниговская, Полоцкая архитектурные школы. Характеристика сочетания византийских и возникновение русских архитектурных техник, выразительных средств и архитектурных приемов. Характеристика новгородских храмов домонгольского периода.

2. Владимиро-суздальская архитектура. Особенности стилистики сочетания романских и русских выразительных приемов. Характеристика скульптурного декора владимиро-суздальских храмов.

3. Домонгольская икона. Характеристика византийских и присутствие оригинальных русских изобразительных приемов, декоративность, особый колорит.

4. Новгородская школа архитектуры. Сложения особого стиля новгородских храмов в 12 – 15 вв. Техника, архитектурные детали, особенности композиции, своеобразие и завершенность, органичность сочетания византийских, русских и романских архитектурных форм.

5. Новгородская школа иконы. Особенности возникновения особой иконописной художественной традиции, своеобразие и завершенность, органичность сочетания византийских, русских и романских изобразительных приемов. Композиционные и колористические характеристики, основные сюжеты и особо почитаемые святые.

6. Псковская школа архитектуры. Сходство и отличия псковской и новгородской архитектуры. Характеристики основных памятников.

7. Псковская школа иконописи. Сходство и отличия псковской и новгородской иконы. Особенности колорита и композиции, стилистических черт псковской иконы, основные сюжеты и особо почитаемые святые.

8. Московская школа архитектуры. Характеристика ансамбля Московского Кремля: соборная площадь, оборонительные сооружения – стены и башни, гражданские постройки – палаты, приказы, арсенал, органическое включение итальянских архитектурных традиций в русскую архитектуру. Сочетание разновременных построек.

9. Московская школа архитектуры. Характеристика древнейших церковных построек. Шатровая архитектура 16 - 17 вв. Композиция, техника, материалы, архитектурные детали.

10. Московская иконописная школа. Творчество Феофана Грека: влияние исихазма, особый тип выразительности, сдержанный колорит, композиционный строй фресок. Особенности «Палеологовского стиля» в работах мастера. Основные памятники.

11. Московская иконописная школа. Творчество прп. Андрея Рублева: особое понимание духовной красоты, колористическая система. Отражение балканского стилистического строя «Палеологовского стиля» в работах мастера, русские художественные и технические приемы. Основные памятники.

12. Московская иконописная школа. Творчество Дионисия: продолжение традиций прп. Андрея Рублева. Особенности композиции, колористики и сюжетов. Идеология Московского государства в работах Дионисия. Основные памятники.

13. Строгановская иконописная школа. Условный характер понимания Строгановской школы. Основные мастера Оружейной палаты, писавшие по заказу Строгановых. Основные провинциальные художественные центры «строгановских писем». Стилистические особенности икон написанных по заказу Строгановых, дающие повод говорить о существовании школы.

14. Московская архитектурная школа 17 в. «Московское барокко», «Нарышкинское барокко», «узорочье» - причина многочисленных архитектурных течений этого периода. Влияние западноевропейского барокко на московскую архитектуру и русская трактовка композиции и архитектурного декора. Основные памятники.

15. Работы царских изографов. Отличие царского заказа от заказа Строгановых. Западное влияние, фряжский извод. Парсуна, как особый вид портрета. Основные мастера. Симон Ушаков и Иосиф Владимиров – теоретические обоснования живоподобной манеры иконописания.

 

Зав. иконописным отделением _______________________о. Алиппий (Кожухов)

Преподаватель_____________________________________А.Г. Пак

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: