Комментарии к технологической карте

Урок начинается с проверки домашнего задания. Учитель предлагает ученикам вспомнить о причинах Великих географических открытий. Это может быть устный ответ одного ученика, а также проверка нескольких планов ответа на этот вопрос, сделанных дома или на прошлом уроке в классе. Затем следует выслушать рассказ учащегося об открытиях португальцев в ближней Атлантике.

После этого учитель обращает внимание семиклассников на тему, план урока и проблемные задания, написанные на доске. Учащимся предлагается выбрать одну из двух проблем и принять участие в ее обсуждении в конце урока.

Мотивацией для деятельности учеников может быть рассказ учителя.

В 1992 г. в мире отмечалось 500-летие открытия Америки Колумбом. К этому событию было издано много книг, печатались научные статьи, проводились различные конференции. Некоторые ученые предложили заменить привычное определение «открытие Америки», поскольку оно соответствует только взглядам европейцев, более точным понятием «встреча двух миров» (подчеркивая этим существование у аборигенов своего мира, до встречи с европейцами). Однако часть исследователей считает, что коренным американцам эта встреча была совсем не нужна и навязана вопреки их воле. Подумайте сегодня над этой проблемой и изложите в конце урока свою точку зрения.

Таким образом, учитель предлагает ученикам взять на себя роль экспертов и попытаться разобраться в сложной проблеме.

Проведя беседу по вопросам рубрики «Вспомни из ранее изученного», учитель переходит к изучению нового материала.

К рассказу о первом кругосветном путешествии можно добавить, что король Испании и император Германии Карл V щедро наградил вернувшихся живыми участников экспедиции Магеллана, а командиру корабля разрешил иметь герб с изображением муската, корицы, гвоздики и шлема, украшенного изображением земного шара, под которым красовалась надпись: «Ты первый объехал вокруг меня».

Рассказ об экспедициях великих мореплавателей следует сопровождать составлением в тетради хронологии Великих географических открытий:

  1488 г. — Бартоломеу Диаш, обогнув Африку, вышел в Индийский океан. 1497—1498 гг. — Васко да Гама, обогнув Африку, достиг берегов Индии. 1492 г. — Христофор Колумб открыл новый материк, названный Америкой. 1519—1522 гг. — Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

 

Третий пункт плана позволяет использовать прием беседы. Учитель сообщает ученикам, что у завоевателей был девиз: «Бог, слава и золото!» «Подумайте, — говорит учитель, — чьи это ценности? Представители каких слоев населения могли входить в состав экспедиции завоевателей?»

В результате беседы учащиеся укажут, что среди завоевателей были рыцари, наемники, люди, не имевшие постоянного заработка, монахи. Следует добавить, что среди них было много и тех, кто стремился скрыться от инквизиции.

Для конкретизации представлений европейцев об аборигенах можно познакомить учащихся с фрагментами из дневника первого путешествия Колумба. Карточки с текстом раздаются учащимся. Если нет возможности размножить текст, чтобы он был на каждой парте или в каждой группе, можно его прочитать, хотя это менее эффективно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: