Индивидуальные задания

 

 

Вавилова Т.

Прочитайте сцену лугового покоса (кн. 1, ч. 1, гл. IX). С каким настроением отправляются на сенокос герои романа, как автор передаёт это настроение? Обратите внимание на то, как одеты персонажи, на детали их портретной характеристики, на средства, с помощью которых передаётся их состояние, их отношение к окружающему природному миру. Процитируйте фрагменты, показывающие, как сближает, возвышает, роднит героев общее для всех ощущение неразрывной связи с природой. Ответьте на вопрос, какие нравственные принципы, исповедуемые героями, раскрывает здесь автор.

 

 

Бахтиева Г.

Прочитайте и прокомментируйте последний абзац пятой части (кн. 2, ч. 5, гл. XXXI). Ответьте на вопрос, почему вторую книгу, переполненную сценами жестоких убийств, в том числе массовых, автор завершает пейзажной зарисовкой, смысл которой – незыблемость природных законов, главный из которых – победа жизни над смертью, торжество любви и материнства? Почему эта пейзажная зарисовка следует сразу же за описанием могилы убитого казаками Валета? Что даёт это контрастное сочетание для постижения авторской позиции, авторской концепции бытия?

 

 

Бирюкова А.

Перечитайте последние два абзаца главы, рассказывающей о том, как Григорий зарубил четверых матросов (кн. 3, ч. 6, гл. XLIV). Какую цель преследует автор, завершая страшную сцену не припадком Григория, а описанием земли, природного мира? Что именно он пытается донести с помощью этой пейзажной зарисовки до читателей?

 

 

Бузанова А.

Обратитесь к пейзажной зарисовке в начале десятой главы третьей части: «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали...» и т.д. Покажите, как с помощью метафор, олицетворений, эпитетов и других художественных средств автор создаёт ощущение, что люди втянули в безумную войну и саму природу, изуродовав, ожесточив её.

 

 

Днепровская С.

Обратитесь к сцене сватовства в доме Коршуновых (кн. 1, ч. 1, гл. XVIII). Проследите за поведением (в том числе речевым) каждого из участников этого действа – представителей старшего поколения двух хуторских семей. Строго ли они соблюдает старинный обряд и почему? Какие свойства их характеров ярко проявляются в данной главе? Чем вызвана авторская ирония, является ли она фактором, работающим на «снижение» героев?

 

 

Голубова С.

Прочитайте сцену разговора Натальи Коршуновой с дедом Гришакой о смерти (кн. 1, ч. 1, гл. IX). Какие наблюдения помогают героине понять неизбежность и естественность смены поколений, осознать, что человеческая жизнь подчиняется законам природы? Какую роль в этом играет внешний облик старика, описание его рук? Почему то, что пугает внучку, не только не вызывает страха у деда, но, напротив, вселяет в него весёлость?

 

 

Ларина Л.

Прочитайте девятую главу третьей части, в которой автор вновь обращается к только что описанному в предыдущей главе бою. Как вы думаете, зачем ему понадобилось возвращаться к эпизоду убийства казаками немецкого офицера? Почему он, не удовлетворившись описанием в финале восьмой главы убитого врага, меняет ракурс изображения? Как вы думаете, чья точка зрения представлена в следующем абзаце: «А было так: столкнулись на поле смерти люди, ещё не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это назвали подвигом». Какие художественные средства применяет автор, чтобы обнаружить, обнажить фальшь казённой, официальной точки зрения на эти события?

 

 

Лебедь А.

Перечитайте сцену убийства Калмыкова (кн. 2, ч. 4, гл. XVII). Как вы думаете, разделяет ли логику Бунчука автор? Проявляет ли он свою позицию? Зачем рисует натуралистические подробности гибели есаула, для чего делает свидетелем этой сцены ещё одного героя – Дугина?

 

 

Лопайко В.

Прочитайте сцену разговора Котлярова со Штокманом по поводу расстрела семи хуторских казаков (кн. 3, ч. 6. гл. XXII) и сравните её со сценой убийства есаула Калмыкова. Найдите в репликах Штокмана аргументы, которые прежде озвучивал Бунчук. Почему и по отношению к мирным жителям избирается та же самая логика – мы или они? Как вы думаете, доказывает ли правоту Штокмана «список арестованных врагов советской власти», который приводится в главе XXIV этой же части? Почему на этот раз автор вместо прямой речи героя-большевика воспроизводит сам документ?

 

 

Лысак Е.

Обратите внимание на то, что в начале первой главы шестой части рассказывается о «разделе» донских казаков на верховцев и низовцев. А в следующей главе (в сцене разговора Григория и Петра) звучит утверждение, что линия раздела прошла не только между более и менее зажиточными казаками, но даже между родными братьями: «Ты гляди, как народ разделили!.. Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемехом… Вот ты, – круто перевёл он разговор, – ты вот – брат мне родной, а я тебя не пойму, ей-богу! Чую, что ты уходишь как-то от меня…». Кого, по вашему мнению, имеет в виду Пётр – кто именно разрезал единый народ, пройдясь по нему «плугом»? Разделяет ли автор точку зрения, озвученную Петром, согласен ли он с тем, что всё дело во внешних воздействиях на казачество?

 

 

Мельникова Е.

Перечитайте эпизод, в котором старший Мелехов пытается побить опозорившего его сына (кн. 1, ч. 1, гл. X). Ответьте на вопрос, почему Пантелей Прокофьевич выбрал именно такой способ выразить своё отношение к поведению взрослого сына, что им двигало в этот момент? Какие реплики героя содержат мотивацию его поведения? В каких непрямых формах автор передаёт внутреннее состояние старшего Мелехова? Почему, на ваш взгляд, гордый и свободолюбивый Григорий всё же подчиняется воле отца женить его на нелюбимой? Что именно заставило героя смириться с этим – трезвый расчёт, зависимость от родителей, внутренняя слабость, христианское смирение, осознание собственной неправоты и желание загладить вину, привычка к послушанию, способность укрощать свои чувственные порывы, уважение к родителям, убеждение, что человек обязан подчиняться патриархальным обычаям, выработанным в веках незыблемым нормам отношений внутри рода, семьи? Или это свидетельство, что герой, даже бунтуя, принимает логику насилия как универсальный принцип взаимоотношения людей внутри социума? Аргументируйте свою позицию примерами из текста.

 

 

Молчанова Т.

Перечитайте сцены убийства красными пленных офицеров (кн. 2, ч. 5, гл. XII) и казни подтёлковцев (кн. 2, ч. 5, гл. XXX), главное внимание уделяя Григорию Мелехова. Согласны ли вы с мнением, что для автора романа принципиально важно присутствие в этих сценах главного героя? Проследите за тем, как Григорий реагирует на происходящее. Представьте, что могло бы измениться в вашем восприятии описываемых событий, если бы автор вывел из них главного героя.

 

 

Опря Е.

Перечитайте сцену убийства Григорием безоружного австрийца (кн. 1, ч. 3, гл. V) и сцену встречи с Петром (кн. 1, ч. 3, гл. X), во время которой главный герой жалуется, что «уморился душой», что «совесть убивает». Какие художественные средства и приёмы позволяют автору передать внутреннее состояние героя? Как вы думаете, почему автор, показав переживания героя, увидевшего после боя зарубленного им человека, спустя некоторое время вновь заставляет его каяться? Не является ли это простым повтором, ненужным дублированием?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: