Современная семья как социокультурной институт: проблемы семейного общения

Балабуев И.А., Ермолаева М.В.,

Челябинский государственный институт культуры

 

В статье рассмотрена актуальная проблема социальных связей и общения внутри семьи между родителями и детьми; предложена типология коммуникативной стратегии межличностного семейного общения.

Ключевые слова: семья, воспитание, межличностная коммуникация, стратегия общения, родители, дети.

Проблема влияния семьи на становление современного подрастающего поколения по-прежнему актуальна и требует переосмысления в связи с социальными, культурными, политическими и экономическими изменениями, произошедшими в современном социуме в последние десятилетия.

Изменение социально-культурной среды приводит к изменениям среды семейной, в которой осуществляется важнейшие воспитательные функции. Как отмечают Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, «история развития общества – это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует, претерпевая существенные изменения вместе с обществом…В последние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей» [1, с. 300].

Процесс всемирной глобализации, навязывания образцов западной культуры, всеобщая «компьютеризация» взрослых и детских умов, потребительская идеология, по-сути, сформировали новое поколение, для которого традиционные семейные ценности становятся малозначимыми. Появляются новые модели семейной коммуникации, в которых родительский авторитет приобретает иные черты, отличные от домостроевских русских традиций. Когда авторитет отца был для ребенка приоритетом, а роль матери как хранительницы домашнего очага вызывала у детей уважение и почитание. Современные родители по-прежнему добиваются послушания своих детей, но делают это с помощью определенных коммуникативных стратегий, которые мы представляем в виде следующей типологии.

Стратегия подкупа – самый распространенный способ воспитания ребенка, при котором послушание и ожидаемые результаты в учебе стимулируются обещанием денег, дорогих подарков, развлечений, поездок и т.д. В отличие от системы поощрения система подкупа формирует у ребенка стремление наживы не только за достижение серьезных результатов, а за хорошее поведение, за хорошее отношение к младшим братьям, сестрам, за выполнение элементарных обязанностей по дому.

Стратегия обожания. Родители убеждены, что добиться понимания с ребенком можно лишь постоянно демонстрируя ему свою любовь, всепрощение, понимание, постоянно одобряя не только поступки, но и проступки своего ребенка. Ребенок, окутанный «коконом» заботы быстро понимает, что в ответ на родительскую любовь он должен демонстрировать те же чувства. И тогда из родителей можно веревки вить, представлять ситуацию в выгодном для ребенка свете. Дети перекладывают свою вину на других людей, поскольку родители сформировали установку «ты самый лучший, любимый, ты всегда прав».

Стратегия строгости. Это самая разрушительная для психики ребенка модель семейного поведения. Мать или отец агрессивно настроены по отношению к ребенку с раннего детства. Они постоянно недовольны поведением ребенка, придираются к нему по мелочам (не так сел, не так сказал, не так сделал). В такой семье ребенок не чувствует себя защищенным, нужным. Он идет домой как в полицейский участок. В таких семьях родители занимаются рукоприкладством, физическое и духовное насилие подавляет детей. Вырастая, они не могут простить родителям жестокого обращения и часто в раннем возрасте уходят из семьи либо, напротив, не могут наладить самостоятельную жизнь и долгое время живут с родителями, которых боятся и ненавидят.

Стратегия высокомерия. Родители постоянно подчеркивают высокий социальный статус своей семьи, бравируя перед людьми свои достатком, высоким положением, заслугами. Дети начинают похваляться своими папами и мамами, отзеркаливая их чванство, высокомерие, пренебрежение по отношению к другим людям. В таких семьях нет глубокой эмоциональной привязанности детей и родителей, им важно сохранять внешние приличия, каждый погружен в свою жизнь, в свои интересы. Как правило, родители способствуют продвижению своих детей, открывая перед ними возможности, которых, возможно, эти дети и не заслуживают. Общение с такими людьми мало кому доставляет удовольствие, поэтому, как правило, ограничивается узким кругом таких же успешных людей. Правда успех этот обусловлен не личными заслугами, а прирожденным статусом детей, которым суждено было родиться в семьях бизнесменов, актеров, политиков, ученых и т.д.

Стратегия общения на расстоянии. Также весьма распространенная модель семейной коммуникации. Когда родители заняты зарабатыванием средств существования, вынуждены работать в нескольких местах. Дети в таких семьях сыты, обуты, но им явно не хватает родительской заботы и внимания. Часто это неполные семьи, в которых мать или отец вынуждены перекладывать заботу о детях на родственников, воспитателей, педагогов. Дети последними уходят из группы продленного дня, летом по три смены отдыхают в лагерях, проводят много времени вне дома. Родители не присматриваются к поведению детей, не знают, чем живет их ребенок, с кем общается. Родители и дети существуют рядом, но не вместе.

Стратегия поучения. Такие родители считают своим долгом воспитывать детей словом, постоянно читая лекции, морали. Высказывают свою точку зрения на окружение ребенка, его друзей, педагогов. Требуют, чтобы ребенок разделял их взгляды, придерживался их мнения. Такие родители составляют определенный сценарий жизни своего ребенка. Лишают его права выбора профессии, спутника жизни, ограничивают свободу выбора ребенка, навязывают ему свои жизненные стереотипы. Такие родители не замечают жизнь своих детей, она проходит мимо них. Главное, что мама или папа знают, что для ребенка хорошо, а что нет. Они всегда правы и никогда не ошибаются. Переубедить таких родителей-собственников невозможно. Дети вынуждены изворачиваться, постоянно что-то придумывать, чтобы выглядеть в глазах матери или отца правильным и послушным.

Стратегия дружеских отношений. Такая модель общения характерна для семей, где родители люди достаточно молодые, современные. Разделяют новомодные увлечения своих детей, стараются молодо выглядеть и позитивно мыслить. У детей и родителей много общих интересов, у них есть даже общие друзья, совместный досуг. Между ними не возникают коммуникативные барьеры – препятствия в процессе межличностной коммуникации. Дети в таких семьях общаются с родителями не только на равных, но порой меняются социальными ролями и начинают учить жизни родителей, управлять, а порой и манипулировать ими. Между родителями и детьми не должно быть дружбы без уважения, без родительского авторитета вырастает избалованная, капризная личность.

Таким образом, налицо проблема «количественного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри семьи. Это отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуального физического и психического развития детей в семье. Это нехватка навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества. Это недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания [1, с. 301].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: