Блюдо из соловьиных язычков

 

 

 

 

 

Рубенс. Терей, Прокна и Филомела

 

 

Андрей Тюков – карельский поэт.

Называет себя: сторож.

Свободного времени уйма.

Купается в мировой культуре.

Вот его стихи:

 

Пускай бахвалится Кощей
иглой своей просроченной.
Мы вытолкнуты из вещей,
мы приняты обочиной.

А он, в кипящей скорлупе,
войдя в круговращение,
своё бессмертие толпе
вверяет в обращение.

Отличные строки!

Чудится мне здесь акмеистическая выучка – или неоакмеистическая: Арсений Тарковский почему-то вспомнился.

Не знаю.

Это субъективное.

Имею в виду взвешенность и выверенность слова.

Стихи самостоятельные – пронзительные – точные.

Рифмы – будто колёсики в часах: безукоризненно сцеплены друг с другом – обеспечивают красивый ход ритма.

А вот ещё – о камнях:

 

 

Забытые строителями, мы

краеугольности, как статуса, лишимся.

И во главу, что храма, что тюрьмы,

угла,дано: на дно,ложимся.

Что верхние! Земные пузыри.

А мывнизу, без имени, без званья...

Не для того ли рушат алтари,

чтоб посмотретьчто там, у основанья?

 

Классная философская лирика!

Оказывается, Андрей Тюков – видная фигура в Карелии.

Грешен: ничего о нём не ведал.

А узнал на днях так: позвонил друг – и как-то растерянно сообщил о том, что Андрей Тюков опубликовал в «Лицее» резко отрицательный отзыв на мой венок сонетов «Юрий Дмитриев».

Открыл, посмотрел.

Конечно, стало обидно.

Мой опус получил такую оценку: «Махровое графоманство в гомерических масштабах. Топорно, напыщенно, нелепо».

Мне не понравилось?

Ну да.

А нужно терпеть.

Свобода мнений – это абсолютное.

Что покоробило и насторожило?

Лучше бы Андрей Иванович обругал какой-нибудь другой мой текст.

Этот венок я рассматривал не столько в литературном, сколько в гражданском плане: поддержал оклеветанного человека.

Сделав свой выпад, Андрей Иванович – так тогда примнилось – подговнял и мне, и «Лицею».

Поэтому сгоряча я написал две непотребных эпиграммы:

 

АНДРЕЮ ТЮКОВУ, ХОРОШЕМУ ПОЭТУ

***
Тюк, да на крюк.
И без всяких кунштюков!
Merda из брюк
Мощно вывалил Тюков.

***
Ужель вернётся время стуков?
Не внове нам поэт-стукач.
Родился ты, Андрюха Тюков,
Для перманентных неудач.

Иди-ка со своей вампукой
В зловонный большевистский зад!
Не тюкай, Тюков. И не пукай.
Несёшь внутри себя разлад.

Виноват: люблю низовой юмор – являясь убеждённым раблезианцем.

Сдуру поставилэти стишата на стену оппонента ВКонтакте.

Но быстро стёр.

Причины этой самоцензуры следующие:

 

1/ Мне показалось, что отзыв Андрея Ивановича смахивает на донос – ещё и повела рифма тюк–стук: отсюда очевидная благоглупость. Извиняюсь!

2/ Я всегда старался быть исключением из того правила, которое так чётко сформулировал Дмитрий Кедрин:

 

У поэтов есть такой обычай –

В круг сойдясь, оплёвывать друг друга.

Нет, я не в их числе!

А вот здесь на плевок ответил плевком.

Плохо это.

 

3/ Наконец, главная причина: поначалу Андрей Иванович показался мне человеком утончённым, элитарным – пукающее тело, о котором писал Михаил Бахтин, должно резать его благородный слух.

Чистюля!

Я устыдился – и снял свои шалости.

Но тут я ошибся.

Есть у моего критика великолепное стихотворение «Словоблудие» – вот строки оттуда:

 

В одной яме под сортиром вычищенным,

обесчещенным – говном...

В частотном словаре Андрея Тюкова это слово занимает далеко не последнее место.

Сие нормально – я не пуританин.

Андрей Иванович всё-таки засёк мою стихотворную реплику – сегодня друзья указали мне на его запоздалую реакцию:

Жаль, конечно, что "филомельник" и доктор философских наук решил удалить свои вирши с моей "стены". Я-то их, впрочем, сохранил – на память... Интересно то, что все подобные, литературно-оформленные беснования (а я их читал в свой адрес уже немало) построены на обращении к телесному низу, как и у Линника в "стихах". Видимо, один бес шепчет, оттуда... Я тоже с ним знаком.

Делал я в эти дни кой-какие дневниковые заметки – заинтересовал меня Андрей Иванович.

А вот теперь – после прочтения вышеприведённого комментария – решил оформить свои мысли в виде эссе.

Импульс получил!

Чисто творческий, эвристический.

Андрей Иванович прав на 100%: моей рукой действительно водил бес.

Точнее, бесёнок.

Шаловливый, вздорный.

И всё же не очень подлый – ведь отходчивый.

Вы, Андрей Иванович, признаётесь, что тоже знакомы с этим искушением – но это почти норма для любого стоющего поэта.

Почему большевисткий зад?

Наверно, в бессознательном как-то крутилось имя достойного коммуниста Бориса Тюкова – возможно, вашего родственника.

Соскоблил, подумав: ну зачем я так грубо?

Однако цитирую признание из ваших стихов:

 

А коммунизма – жаль…

Уверен, что Вы это не очень серьёзно – и всё же: вот система, где крупные бесы, предсказанные Ф.М. Достоевским, получили полную волю.

Они ответственны за расстрелы в Сандармохе.

Юная Филомела, изнасилованная Тереем – и Юрий Дмитриев, обвиняемый в педофилии: желая уличить меня в чём-то нехорошем, Вы поставили эти события в тонкую ассоциативную связь.

И не совестно Вам?

Тут работает бес большого калибра.

Вообще с Филомелой у Вас получился прокол, весьма странный и постыдный для русского поэта.

Читатель «Лицея» Вам на это указал.

Еще добавлю несколько отсылок.

Можно не добраться до стихов Николая Ивановича Гнедича, но уж «Евгения Онегина» Вы должны были прочесть – а там в примечаниях цитируется бесподобная идиллия поэта «Рыбаки»:

 

Без сумрака вечер и быстрые ночи без тени;

Тогда Филомела полночные песни лишь кончит

И песни заводит, приветствуя день восходящий.

Но поздно; повеяла свежесть на невские тундры;

Роса опустилась…

Вряд ли у Вас дошли руки до трагедии Ивана Андреевича Крылова «Филомела» – вот её заключительные строки:

 

В месть беззаконью зря пролиты крови реки,

Страшитесь раздражать бессмертных, человеки!

Это ко всем нам обращено!

А Владимир Набоков?

Перелистайте его «Дар» – там щёлкает Филомела.

Автору дивного метаромана я посвятил гиперсонет – уж совсем графоманская штука.

Мели, филомельник!

Кстати, это удачный неологизм, свидетельствующий о том, что чувство слова у Вас на высоте – талантливо играете.

Но мне в этой вашей ловкой придумке чудится не то пошловатость, не то ущербность.

И не потому, что меня хотите уколоть, а потому, что люблю в поэзии высокую ноту.

 

Будет досадно, если Вы посчитаете, что нелицеприятные вещи я говорю как бы в отместку – око за око, зуб за зуб.

Мне эта симметрия противна.

Пытаясь Вас понять, я и себя познаю – быть может, это главное.

Случай с Филомелой заставил меня задуматься о природе вашей эрудиции.

Ваши тексты кишат аллюзиями.

Любите античность.

Вводите в текст цитаты, не раскрывая источника – не каждый смертный поймёт, что это Гомер, а это Софокл.

Не гневайтесь, но есть тут что-то похожее на самолюбование или щегольство – амбициозностью веет.

Впрочем, для поэта это допустимо – и меня не очень раздражает, хотя иногда смешит.

Поверхностность!

Встретили незнакомое слово – посмотрели в Википедию – одно значение выловили и выпятили, а другое упустили.

Боюсь, что и свой богатейший цитатник почерпнули оттуда – хотя ваша начитанность не вызывает сомнений.

Всемирная отзывчивость присуща не только Александру Пушкину, но и Андрею Тюкову.

Побродил на Вашей странице ВКонтакте.

Увлекаете!

Незаурядность бьёт ключом.

Скажу откровенно: ваши философские штудии смущают.

Что Вы хотите сказать этой эскападой?

 

Ср. у Хайдеггера: структура "для" чего составляет "вещность" того, что он называет zuhandenen Zeug. Я и Хайдеггер. Ха, ха.

Философ утверждает: сподручное (Zuhandenen) направляет бытие к самопроявлению – как бы выводит его на свет (Zeug).

Что тут смешного?

Почему надо хохотать над гениальным мыслителем?

Вы и Хайдеггер: это несоизмеримо.

Кстати, у меня есть книжечка «Хайдеггер» – это восемь венков сонетов.

Вот где могли бы порезвиться!

Столь же непонятно ваше обращение с Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем.

Цитирую:

 

Гегель пишет: "Мышление по своему существу является отрицанием того, что нам непосредственно дано". Эту мысль можно выразить проще: человек мыслит от непонятного, от неизвестного, а следовательноотрицаемого как "не моё".

Андрей Иванович!

Нельзя выразить проще!

Любая попытка такого упрощения убивает бездонную диалектику отрицания.

Оно тотально.

Отрицается и «не моё», и «моё» – всё отрицается ради того, чтобы утвердиться на новом уровне.

«Моё» поначалу ещё более непонятно, чем «не моё».

Подлежит ещё большему отчуждению!

Далее Вы переходите – через кусачего жука, найденного Гегелем-ребёнком в песке – к изложению Курта Левина с его различением полевого и волевого (я почему-то предпочитаю говорить – целевого) поведения.

Мы помним: поле – предметный мир.

Ребёнок действительно сильно привязан к этому миру.

Но он трансцендирует!

А значит – отрицает поле.

Я сейчас попытался сделать связку между Гегелем и Левиным – она у Вас туманно просматривается.

Может, не получилось – каюсь: очень трудно следить за вашей торопливой и неряшливой мыслью.

Вы так заканчиваете свою философическую крохотку:

 

Жук всё-таки съел Гегеля.

 

Опять хохочете?

Зря позволяете себе амикошонство с великими.

Не посетуйте, но это отдаёт и провинциализмом, и дилетантизмом – а пуще всего малоприятным, кричащим о себе чувством собственного превосходства над малыми мира сего.

Поскромнее чуток.

Помягче.

Мы живём в очень злом и жестоком социуме.

Вот отзывы обывателей о Иосифе Кобзоне, которые я нашёл в «Столице на Onego»:

 

Кабзон в музее восковых фигур лучше выглядит. Хватит пугать население.

На Фантомаса смахивает, только не зелёный.

Кабыздох зачем ты припёрся в Карелию.

Ну почему так?

Мир полон сверх края агрессивным недоброжелательством.

Грядущий хам – уже настоящее.

Не хочется в его фарватере видеть Андрея Тюкова.

Кошек любит, а людей – не очень.

Неприятие другого у него какое-то взвинченное, экзальтированное.

Свой отзыв на мой венок наш гуманный кошатник заключает такой сентенцией:

 

Если же мои слова покажутся кому-то непочтительными и неуместнымиздесь, где трактуют об Аиде, товот, напомню: "Равен для всех Эниалий"...

 

Попробуй догадайся кто такой Эниалий!

Благо, что я сейчас по почину Максима Амелина занимаюсь анализом русских переводов Гомера – поэтому быстро вышел на 309 строку XVIII песни «Илиады».

Вот она в полном контексте:

 

Завтра же рано с зарёй, в боевые облекшись доспехи,

Мы пред судами ахейцев возбудим свирепую сечу

Если и впрямь близ судов поднялся Ахиллес богоравный,

Хуже придётся ему же, раз так пожелал он. А я уж

Не побегу перед ним, а навстречу пойду,— и увидим,

Он ли меня одолеет, иль я его, если сойдёмся.

Равен для всех Эниалий: и губящих также он губит.

 

Перевод В.В. Вересаева

 

В микенскую эпоху Эниалий – самостоятельное божество.

У Гомера – эпитет Арея (Ареса).

В Риме Арей станет Марсом, богом войны.

Любит Андрей Иванович задираться?

Любит бороться?

Уж больно кровожадно он заканчивает разгром моего венка.

А ведь настоящий поэт!

И ещё то замечательно, что поэт – развивающийся: наращивает совершенство стиха.

Моё знакомство с поэзией Андрея Тюкова началось с того, что открыл сайт Национальной библиотеки – увы, там он представлен не лучшим образом.

Приведу пример:

 

Cтруится с крыш сухое молоко,

На подоконник прыгнувшая кошка,

Послушать, как весна стучит горошком

По стёклам, –

С перепугу,

Кувырком,

Обратно под тулуп...

Эх, март-бродяга!

Ты заплутал в расстеленных снегах,

Скрипучих, как хорошая бумага

На дорогих писательских столах.

Ужасно это!

Из рук вон плохо!

Но Андрей Иванович упорно работает.

В Интернете только на одном сайте у него выставлено 2863 произведений.

В заключение приведу поразившее меня стихотворение «Кенотаф»:

 

Ты так смотришь, как будто, от слов неизбежных устав,
и щадя самолюбие, словно и вправду успела
убедиться, услышать, узнать – ну, насколько сумела,
догадаться, что тело моё – кенотаф.

Холодеет внутри, оттого, что и ты пустоты не согрела,
безымянному, имя ему не дала.
Не печалься и так не смотри, и не ты собрала
кенотаф моего постоянного тела.

Просто, холодно здесь. Просто, здесь не хватает тепла.

Браво!

5+.

 

03–04.09.2017


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: