Модуль 1. Формирование и развитие Древнерусского государства

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации самостоятельной работы студентов

 

По учебной дисциплине

 

Индекс Б1.Б.1 «История»

 

по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство

Профиль

"Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн, овощеводство "

квалификация (степень) выпускника ____ бакалавр ______

 

Разработчик:

Максимова О.К. к.и.н., доцент

 

Утверждено на заседании кафедры философии

 

протокол № _1__ от «_7_» сентября_2016 г.

 

 

Заведующий кафедрой ______________________ Л.А.Журавлева

 

Екатеринбург, 2016 г.

Введение

 

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др. Самостоятельная работа формирует студентов общеучебные умения, способствующие ее рациональной организации: умение планировать работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Кроме того изучение курса «История» в силу его объема и содержания создает определенные сложности у студентов. Между тем программа обучения предусматривает лишь небольшое количество лекционных и семинарских аудиторных занятий. Поэтому основную роль в изучении курса играет самостоятельное изучение литературы и исторических источников.

 

Виды самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д. 3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне нее. При изучении истории России организация СРС представляет собой единство трех взаимосвязанных форм:

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:: — подготовка и написание рефератов, докладов, очерков, эссе и других письменных работ на заданные темы. — выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - подбор и изучение исторических источников; разработка и составление различных исторических схем и др.; — выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; — подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах и др. Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических занятий, семинаров, во время чтения лекций.

СРС С КНИГОЙ

Вошедшая в привычку, правильно организованная и систематически осуществляемая самостоятельная работа над книгой является необходимым условием успешной учебы. Самостоятельная работа с научной, публицистической, художествен- ной литературой - главная форма изучения истории. Богатый материал для исторического образования даёт непосредственное знакомство с источниками - трудами видных историков, архивными документами, мемуарной и эпистолярной литературой. Наиболее эффективный способ творческого усвоения прочитанного - ведение записей. Запись представляет собой творческий процесс, критический анализ изучаемого произведения, документа. Основные формы записей: план, выписка, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План - наиболее краткая форма записей, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Приступая к составлению плана, необходимо написать название произведения, документа, дату и место издания, краткую характеристику обстановки, в которой оно было написано. План раскрывает логику автора, помогает лучше ориентироваться в произведении, сосредоточить внимание на главных вопросах. Планом удобно воспользоваться при подготовке к семинарам, экзаменам, зачётам и написании реферата.

Выписки - это либо цитаты, т. е. дословное воспроизведение в рабочей тетради того или иного отрывка изучаемого произведения, характерных фактов, статистических данных, либо краткое, близкое к дословному изложение таких мест. Выписки помогают глубже понять прочитанное, позволяют избежать ошибок и неточностей при воспроизведении оригинала. Вот почему выписка - составная часть тезисов и конспектов.

Тезисы - это более совершенная форма записей. Они представляют со- бой сжатое изложение основных мыслей прочитанного. Тезисы не повторяют дословно текста прочитанного произведения, но близки к нему. В них излагаются важные выводы и обобщения, воспроизводятся характерные высказывания автора.

Аннотация - ещё одна форма записей, являющаяся кратким обобщением содержания произведения. Аннотацией можно пользоваться, когда надо сохранить лишь общее представление о содержании книги, брошюры, статьи. Написание аннотации существенно отличается от других записей. Для того чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение. При всей краткости аннотация может содержать не только оценку книги, статьи, но и фрагменты авторского текста.

Резюме - краткая оценка прочитанного. Если аннотация характеризует содержание. произведения, то резюме излагает его выводы. Эту форму записей полезно использовать в процессе подготовки доклада, реферата, когда требуется по данному вопросу прочитать и дать оценку различным точкам зрения.

Конспект - наиболее совершенная форма записей (от лат. conspectus - обзор). В конспекте выделяется самое основное, главное. Следует иметь в виду, что изучение рекомендуемой литературы без тщательного и вдумчивого конспектирования весьма затруднительно. Конспектирование - это сложная и трудоёмкая работа, требующая определённых навыков. Вот некоторые советы, облегчающие конспектирование: 1. Изучение произведения следует начинать с предварительного ознакомления с его структурой. Внимательно посмотрите, какие главы, разделы оно содержит, уясните характер и конкретно-исторические условия его появления. 2. Приступать к конспектированию можно лишь тогда, когда достигнуто ясное представление о прочитанном, осознана смысловая связь идей, фактов, понятна логика рассуждений автора. Конспектировать лучше при повторном чтении источника. Такое чтение и изучение позволит избежать повторений, более сжато и содержательно выразить мысли автора, лучше усвоить прочитанное. Надо стремиться к тому, чтобы основные положения были записаны словами автора с указанием страницы. Главное в работе с книгой - понимание прочитанного. Однако необходимо придерживаться следующих правил: — в конспекте излагайте только главное, записывая своими словами, подкрепляйте цитатами с указанием источника;— в конспекте должны быть зафиксированы исторические условия, предпосылки, время написания работы, задачи, проблемы, поставленные автором. Конспект должен быть ясным и кратким. Рекомендуется записывать на полях собственные мысли, замечания, дополнения.

 

СРС С КОМПЬЮТЕРОМ

Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются для самостоятельной работы. В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов. Перечислим возможные области применения электронного пособия для самостоятельной работы студентов. 1. При изучении теоретического материала. Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и др. 2. При выполнении практических заданий. 3. При самопроверке усвоенного материала. Используя тестовые задания электронных пособий, студенты могут провести самопроверку усвоенного материала, самостоятельно выявить «брешь» в знаниях и изучить плохо усвоенный материал

Все стремительнее развивается мощное информационное пространство – Интернет. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умения самостоятельно принимать решения. Стоит учесть существенный недостаток работы с Интернет-ресурсами – недостоверность некоторой информации, наличие которой может зависеть от владельца ресурса (государственная или коммерческая организация, частное лицо). Как правило, отбор материала для сети Интернет производится заинтересованными людьми, которые могут выстроить материал, придерживаясь своей позиции относительно какого-либо вопроса. При этом они забывают, что среди посетителей ресурса могут быть студенты, а не специалисты, способные сразу же определить достоверность информации. Но этот недостаток активизирует самостоятельную работу студентов, которая заключается в анализе и переосмыслении полученного материала, для определения уровня его достоверности

Информационные технологии используются студентами в самостоятельной работе для более глубокого изучения программ дисциплин, для написания рефератов, курсовых и дипломных работ. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов безусловно, позволяют расширить творческий потенциал студента, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины «история России». Приобретается в этом случае умение учиться самостоятельно. Однако, кроме знания методов поиска информации, студентам необходимо уметь ее анализировать, определять ее внутреннюю непротиворечивость.

Практика показывает, что студенты не умеют работать с Интернет-контентом, в частности, не знают методов оценки достоверности информации на основе различных признаков. Часто студенты «скачивают» информацию, даже не пытаясь ее преобразовать. Преподавателям не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество материалов, найденных им в Интернет, не только не зная, как ее использовать, но подчас и не понимая, нужна она ему для подготовки реферата или нет. Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы студентов.

Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты. В некоторых электронных библиотеках можно найти редкие книги и документы, наличие которых в электроном варианте значительно помогает студентам при подготовке к семинарским занятиям и при написании реферата, ведь электронную версию можно сохранить на компьютере и воспользоваться ею в любое время.

Интернет дает пользователям возможность высказать свое мнение. Таким образом, принимая участие в проводимых на портале опросах, скачивая файлы, читая новости и статьи, пользователь может оставить свой комментарий в любом разделе, а система рейтинга позволяет оценивать новости, файлы и ссылки. Наиболее интересующие проблемы можно обсудить на Историческом форуме. Известный многим журнал «Вокруг света» имеет свою электронную версию, разработанную Группой компаний «Вокруг света» (www.vokrugsveta.ru). На этом сайте не только архив номеров журнала «Вокруг света», но и рубрика «Хронограф», рассказывающая об основных событиях в истории.

Все вышеперечисленные Интернет-ресурсы и другие, подобные им, позволяют студенту самостоятельно работать с информацией и предоставляют широкие возможности при изучении какого-либо предмета, в данном случае – истории.

 

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Важной формой работы студента во время учебного процесса являются семинарские занятия. Они дают возможность студентам самостоятельно осуществлять познание истины на основе сопоставления различных точек зрения в ходе дискуссий, анализировать и оценивать факты и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними. Семинарские занятия по курсу "Отечественная история" нацеливают студентов на творческое изучение наиболее важных тем курса, помогают им разбираться в современных процессах, определять свое отношение к историческому пути, пройденному Россией. Непосредственно во время семинарского занятия студенты приобретают и развивают опыт практического применения компетенций.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты должны быть готовы к различным формам их проведения, таким как дискуссия, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, решение исторических задач, экскурсия, олимпиада и др. Но основными являются две формы работы студентов:

1. выступление с докладом;

2. последующее обсуждение в аудитории.

Доклад на семинаре – важная составляющая процесса обучения, требующая от студента серьезной самостоятельной работы:

1. Необходимо подобрать источники и литературу по заданной теме:

а) ознакомиться как с материалами, рекомендованными преподавателем,

б) самостоятельно найти и изучить как печатные, так и электронные материалы по

предложенной теме.

Тщательно проанализировать имеющиеся источники и литературу, систематизировав их:

а) по типу (официальные документы, документы личного происхождения – воспоминания,

письма; научные монографии, научно-популярные статьи);

б) степени важности для раскрытия заданной темы;

в) объективности освещения события (проблемы), учитывая время появления источника

или работы, что известно об авторе и т.п.;

3. Составить план доклада, включающий в себя следующие пункты:

а) вступительное слово (озаглавить тему, объяснить ее важность, актуальность, при

необходимости – сложности, связанные с работой над темой);

б) хронологические рамки рассматриваемого вопроса (рекомендуется также обратить

внимание на особенности периода: какие события – кроме являющихся предметом доклада –происходили в это время в нашей стране и других странах, как они влияли на изучаемый вопрос);

в) история изучения вопроса (кто занимался изучением этой проблемы, какие особенности в исследованиях этой проблемы можно выделить);

г) содержание вопроса:

- история возникновения вопроса (предпосылки, причины проблемы);

- ход событий (основные события, составляющие содержание вопроса, в хронологическом или тематическом порядке, указать, где какие цитаты из источников или литературы будет целесообразно вставить для более полного раскрытия темы; в случае, если тема носит проблемный характер, при подборе цитат необходимо учитывать, что они должны максимально соответствовать видению докладчиком проблемы и поддерживать его точку зрения на рассматриваемый вопрос);

д) выводы (в том числе значение рассматриваемого события, процесса, явления, личности для российской и мировой истории);

е) заключительное слово.

Конспект выступления должен выполнять опорную функцию – плана, содержащего в себе порядок выступления. От докладчика требуется не просто владение материалом по теме выступления, но и демонстрация личного отношения к проблеме, умение давать собственную оценку приводимым фактам, делать выводы из сказанного. Сообщение к теме готовится на 10-15 минут семинарского занятия.

Неотъемлемой – и не менее важной, нежели сам доклад, - частью семинарского занятия является обсуждение доклада студентами. К активному участию в семинарском занятии должен стремиться каждый студент.

 

 

МОДУЛЬ 1. Формирование и развитие Древнерусского государства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: