1. Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и со- циальную адаптацию указанных лиц.
2. «Академический» компонент – академические знания, умения и навыки по учебным предметам, т. е. предметные результаты, которыми должны овладеть школьники с ограни- ченными возможностями здоровья в процессе обучения.
3. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недоста- точностью иннервации речевого аппарата.
4. Интегрированное обучение – совместное обучение нормально развивающихся и «особенных» учащихся в общеобразовательном пространстве.
5. Компетентность образовательная – способность активно использовать знания, уме- ния, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в од- ной или нескольких образовательных областях.
|
|
6. Компонент «жизненной компетенции» предполагает формирование и развитие та- ких компетенций, которые позволят ребенку с ограниченными возможностями здоровья стать более активным, независимым и приспособленным к реальной каждодневной жизни посредством коррекции и компенсации имеющихся недостатков развития.
7. Личностные универсальные учебные действия - действия самоопределения, смыс- лообразования и нравственно-этической ориентации.
8. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятель- ности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
9. Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
10. Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельно- сти в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
11. Образовательная программа (ОП) - это комплекс основных характеристик образо- вания (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических усло- вий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, ко- торый представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих про- грамм учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оце- ночных и методических материалов.
|
|
12. Образовательная среда – совокупность факторов, формируемых укладом жизнедея- тельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
13. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные пси- холого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
14. Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуко- вой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
15. Особые образовательные потребности (ООП) – это потребности в условиях, необ- ходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально- волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
16. Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во време- ни, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
17. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – усло- вия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных обра- зовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллек- тивного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными воз- можностями здоровья.
18. Универсальные учебные действия (УДД) – способность субъекта к самосовершен- ствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социально- го опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентич- ность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвое- нию новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сокращения
АООП – адаптированная основная образовательная программа;
АОП – адаптированная образовательная программа;
БУД – базовые учебные действия;
ЗПР – задержка психического развития;
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии;
ИОП – индивидуальная образовательная программа;
ИПР – индивидуальная программа реабилитации;
НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
ъ ОНР – общее недоразвитие речи;
ъОО – образовательная организация;
ООП – основная образовательная программа;
ООП НОО – основная образовательная программа начального общего образования;
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;
ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум;
ПрАООП – примерная адаптированная основная образовательная программа;
ПрООП – примерная основная образовательная программа;
РАС – расстройства аутистического спектра;
Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
ТМНР – тяжелое и множественное нарушение развития;
ТНР – тяжелые нарушения речи;
УО – умственная отсталость;
УУД – универсальные учебные действия;
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;
ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приложение №3