Основные термины и понятия

1. Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и со- циальную адаптацию указанных лиц.

2. «Академический» компонент – академические знания, умения и навыки по учебным предметам, т. е. предметные результаты, которыми должны овладеть школьники с ограни- ченными возможностями здоровья в процессе обучения.

3. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недоста- точностью иннервации речевого аппарата.

4. Интегрированное обучение – совместное обучение нормально развивающихся и «особенных» учащихся в общеобразовательном пространстве.

5. Компетентность образовательная – способность активно использовать знания, уме- ния, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в од- ной или нескольких образовательных областях.

6. Компонент «жизненной компетенции» предполагает формирование и развитие та- ких компетенций, которые позволят ребенку с ограниченными возможностями здоровья стать более активным, независимым и приспособленным к реальной каждодневной жизни посредством коррекции и компенсации имеющихся недостатков развития.

7. Личностные универсальные учебные действия - действия самоопределения, смыс- лообразования и нравственно-этической ориентации.

8. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятель- ности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

9. Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.

10. Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельно- сти в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

11. Образовательная программа (ОП) - это комплекс основных характеристик образо- вания (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических усло- вий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, ко- торый представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих про- грамм учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оце- ночных и методических материалов.

12. Образовательная среда – совокупность факторов, формируемых укладом жизнедея- тельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

13. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные пси- холого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

14. Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуко- вой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

15. Особые образовательные потребности (ООП) – это потребности в условиях, необ- ходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально- волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

16. Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во време- ни, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

17. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – усло- вия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных обра- зовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллек- тивного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными воз- можностями здоровья.

18. Универсальные учебные действия (УДД) – способность субъекта к самосовершен- ствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социально- го опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентич- ность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвое- нию новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Сокращения

АООП – адаптированная основная образовательная программа;

АОП – адаптированная образовательная программа;

БУД – базовые учебные действия;

ЗПР – задержка психического развития;

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии;

ИОП – индивидуальная образовательная программа;

ИПР – индивидуальная программа реабилитации;

НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ъ ОНР – общее недоразвитие речи;

ъОО – образовательная организация;

ООП – основная образовательная программа;

ООП НОО – основная образовательная программа начального общего образования;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум;

ПрАООП – примерная адаптированная основная образовательная программа;

ПрООП – примерная основная образовательная программа;

РАС – расстройства аутистического спектра;

Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

ТМНР – тяжелое и множественное нарушение развития;

ТНР – тяжелые нарушения речи;

УО – умственная отсталость;

УУД – универсальные учебные действия;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

 

Приложение №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: