Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

Тест 1

 

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:

1. 1) ПРИ-НЯЛ 2) ТАН-ЦОВ-ЩИК

3) А-СТРО-НОМ 4) ЦЫ-ГАН

 

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

2. 1) Врач спросил больного, как он себя чувствует.

2) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты.

3) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач.

4) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

 

3. 1) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

2) Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.

3) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

4) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

 

4. 1) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

2) Девушка-оператор прекрасно освоила новую профессию.

3) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.

4) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

5) Крестьянство на протяжении многих вековборолись против помещиков.

 

5. 1) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

2) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

3) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

4) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 

6. 1) Через закопченное окно избушки едва проникал солнечный свет.

2) Всю войну она проработала не покладая сил.

3) Один работал спустя рукава, другой трудился не покладая рук.

4) В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

Тест 2

 

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге:

1. 1) ПСЕ-ВДО-НИМ 2) ВЕР-БА

3) ЗА-НЯЛ 4) ПРИ-ДА-НО-Е

 

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

2. 1) Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.

2) Сборная панель из кирпича не уступает железобетонной ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям.

3) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны.

4) После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.

 

3. 1) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

2) Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта.

3) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

4) Расчет составлялся исходя из средних норм выработки.

 

4. 1) Благодаря стараний родителей, сын получил прекрасное образование.

2) Вчера принимал больных опытный терапевт Петрова.

3) Местное чиновничество отличалось крайним консерватизмом.

4) Всю свою долгую жизнь его отец был глухим к страданиям близких,

5) Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

 

5. 1) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

2) Свою автобиографию я уже рассказал вам.

З) Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

4) В праздничные майские днинеплохо бы выехать за город.

 

6. 1) Его неожиданный вопрос поставил меня в тупик.

2) Этот технологический процесс продолжается несколько часов.

3) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

4) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

 

Тест 3

 

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

1) ц е почка 2) о птовый

3) кат а лог 4) аф и няне

5) свекл а

 

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

1) играть большое значение 2) вручить цветы

3) назрела сложная обстановка 4) разочароваться внем

5) придавать большое внимание

 

3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1. Аннулировать – составить краткое изложение содержания книги.

2. Елей – масло, употребляемое в церковном обиходе.

3. Послушник – ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.

4. Легитимный – непризнанный, не допускаемый законом.

5. Закостенелый – консервативный.

 

4. Слово употреблено в несвойственном емузначении в предложении:

1. Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.

2. В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.

3. Вся псарня мчалась впереди охотников.

4. Сын Буша впервые баллотируется в президенты.

5. В музейной экспозиций представлена амуниция русских солдат.

 

5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:

1) разговорному; 2) художественному;

3) публицистическому; 4) официально-деловому;

5) научному.

Оподготовке X Конгресса МАПРЯЛ.

Собрание постановило:

1. Подтвердить сроки проведения X Конгресса «Русское слово в мировой культуре» в Санкт-Петербурге 30 июня – 5 июля 2003 г. на базе Санкт-Петербургского университета.

2. Внести изменения в структуру секций и направлений с учетом замечаний Президиума.

3. Утвердить квоты участников: российские – 100 чел.; дальнее зарубежье – 300 чел.; ближнее зарубежье – 100 чел.

4. Создать Оргкомитет для проведения конгресса.

 

6. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Оплатить за обучение можно в 3-ем кассе.

2. Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени
в образе Базарова.

3. Творчество Толстого завоевало мировую признательность.

4. В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема
о счастье народа.

5. В Донецкой области под эгидой местного руководства состоялся референдум о придании русскому языку статуса второго государственного языка.

 

7. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.

2. Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так иестественных наук.

3. Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.

4. О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.

5. С большим интересом прошла встреча жителей микрорайона
с их депутатом.

 

8. В предложении допущена следующая ошибка:

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек, со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высокой жабо и в коричневом фраке

1) орфографическая 2) пунктуационная 3) речевая

9. В предложении допущена следующая ошибка:

В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы вэтом мху, да обилие багульника.

1) орфографическая 2) пунктуационная 3) речевая

 

Тест 4

 

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

1) наглядными средств а ми 2) провести дос у г

3) ты мне позв о нишь 4) физкультурный дисп а нсер

5) миз е рный вклад

 

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

1) основать выводы 2) разъяснять ошибки

3) беспокоиться за родителей 4) оплатить за проезд

5) мириться с недостатками

 

3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1. Брифинг – краткая встреча официальных лиц с представителями печати.

2. Абитуриент – человек, окончивший школу.

3. Адаптация – приспособление к условиям.

4. Хоспис – специальная клиника для безнадежно больных.

5. Апелляция – удаление волос.

 

4. Слово употреблено в несвойственном емузначении в предложении:

1. Он испытывал ностальгию по детям, оставшимся с матерью.

2. От души поздравляем первого российского кутюрье.

3. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Днепр».

4. Надо ввести мораторий на военные конфликты.

5. Кворум собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам.

 

 

5. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.

2. Была проведена беседа с трехстами студентами.

3. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой.

4. Эта девушка была полной невежей в вопросах искусства.

5. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

 

6. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного графика.

2. Тяжкие лишения вынесли на своих плечах русские люди во время Великой Отечественной войны.

3. Выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова.

4. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.

5. Его успех доставил мне огромную радость.

 

7. В предложении допущена следующаяошибка:

Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они как правило являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

 

8. В предложении допущена следующаяошибка:

Старый граф Болконскийобладатель колоссального состояния, имел большое влияние при дворе, но оставил службу и удалился в свое загородное имение, так как не был согласен с проводимой в то время внешней и внутренней политикой.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

 

9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

1) разговорному; 2) художественному;

3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому;

5) научному.

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных иобщественных, так и сцелью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов идетей. Права иобязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.

 

10. Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения:

1) антитеза 2) градация 3) инверсия

4) оксюморон 5) эллипсис

 

11. Укажите номера аббревиатур, которые относятся к женскому роду:

1. ООН 2. ГЭК 3. СНГ

4. МВД 5. НИИ

 

12. Укажите номера слов, в которых произносится сочетание [шн]:

1) скворечник 2) сливочный 3) молочный

4) яичница 5) Никитична

 

Тест 5

 

1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:

1) облегч и ть, торт ы 2) крапив а, к у хонный

3) щав е ль, балов а ть 4) ходат а йствовать, танцовщ и ца

5) парт е р, сл и вовый

 

2. Нормы сочетаемости слов нарушены словосочетании:

1) вступила на борьбу 2) гордиться за успехи

3) внушать страх для врага 4) убежденность в правоте

5) преклонить колени

 

3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1. Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.

2. Фиаско – ария в опере.

3. Генезис – обобщение, возведение частного общее.

4. Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.

5. Аспиранты – придыхательные согласные.

 

4. Слово употреблено в несвойственном емузначении в предложении:

1. Его моцион составляли только овощи и фрукт

2. Мы сели в подъехавший кортеж и отправились на вокзал.

3. Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.

4. Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.

5. Я не сделал задание, но у меня есть алиби.

 

5. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.

3. Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.

4. ФРГ заключила договор о перемирии.

5. Разведчик не раз побывал в тылу у врага.

 

6. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

2. Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.

3. Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.

4. Любимое всеми жителями кафе-кондитерская, к сожалению, закрыто.

5. Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет.

 

7. В предложении допущена следующая ошибка:

Разве можно предавать забвению тот факт, что особенности процесса исторического развития России сформировали блестящую плияду подлинных интеллигентов.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

8. В предложении допущена следующая ошибка

Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжигался, ронял все что держал в руках, и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы иругаясь.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

 

9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

1) разговорному 2) художественному

3) газетно-публицистическому 4) официально-деловому

5) научному

 

Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходам побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.

 

10. Укажите, как называется троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:

1) ирония 2) метафора

3) олицетворение 4) эпитет

5) сравнение

 

11. Укажите номера слов, которые в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ов (-ев):

1) носки 2) сапоги 3) чулки

4) лимоны 5) апельсины

 

12. Укажите номера слов, которые относятся к женскому роду:

1) ботинки 2) плацкарты 3) коррективы

4) тюль 5) мозоль

 

Тест 6

 

1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:

1) апостр о ф, занят о й (человек) 2) п о хороны, некр о лог

3) сл и вовый, г е незис 4) шелк о вица, прин у дить

5) обл е гчить, дух о вник

 

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

1) новая бра 2) львиная часть земель

3) экспонаты выставки 4) тратить нервы

5) играть важную скрипку

 

3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1. Вексель – именной приватизационный чек.

2. Виадук – мост через глубокий овраг или ущелье.

3. Маринист – специалист по маринованию пищевых продуктов.

4. Перманентный – временный, нестабильный.

5. Юрисдикция – сфера полномочий данного государственного органа.

 

4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1. Мне купили новые масляные краски.

2. Мне доводилось наблюдать феерию полярного сияния.

3. Он был послушником и всегда делал то, что ему говорили старшие.

4. Он жил в мансарде, стоявшей в глубине сада.

5. Кворум депутатов Государственной думы состоится на следующей неделе.

 

5. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Губернатором должен стать профессионал своего дела, честный человек, который живет заботами людей.

2. Наступило время для прихода на уровень управления высокоморальных, нравственных людей.

3. Управление поведением людей не менее захватывающее занятие, чем управление шестисотым мерседесом.

4. Те, кто написал сочинение, может идти домой.

5. Народная медицина служит неисчерпаемым истоком для получения новых лекарственных растений.

 

6. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Очень ярко выражена жизнь народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2. Сейчас в парламенте все более и более сторонников выпускать пар в стране.

3. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают предъявлять свои права.

4. Большое влияние на молодых имеет телевидение.

 

7. В предложении допущена следующая ошибка:

Виновник происшествия если и волнуется, то волнуется лишь вследствии самолюбия.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

 

8. В предложении допущена следующая ошибка:

Отраслевые органы управления становятся ориентироваными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

 

9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

1) разговорному; 2) художественному;

3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому;

5) научному.

 

Отец обратился в профком с просьбой предоставить ему участок земли, поскольку он всю жизнь тянул лямку на заводе, а в результате на склоне лет остался на бобах.

 

10. Укажите, к какому типу лексических единиц принадлежит выражение «остался бобах»:

1) поговорка 2) пословица 3) фразеологизм

 

11. Укажите, как называется троп, основанный на переносе названия с части на целое:

1) синекдоха 2) олицетворение 3) эпитет

 

12. Укажите номера слов, которые относятся к мужскому роду:

1) кафе 2) кофе 3) авеню

4) меню 5) шимпанзе

 

Тест 7

 

1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:

1) догов о р, новорожд е нный 2) кв а ртал, эксп е рт

3) исчерп а ть, звон и шь 4) комб а йнер, щ а вель

5) принял а, красив е йший

 

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

1) констатировать о необходимости поездки

2) аргументировать положения доклада цифрами

3) придавать большую роль

4) беспокоиться о дочери

5) скучать по близким

 

3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1) Конкретный – соответствующий образцу.

2) Обеднеть – сделать бедным кого-либо.

3) Интуиция – неприятное чувство.

4) Банальный – лишенный оригинальности.

5) Рейтинг – уровень популярности.

 

4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1. Благодаря метеослужбы шторм не застал нас врасплох.

2. Вес товара: брутто – 2000 г, нетто – 2400 г.

3. Фабула этого стихотворения близка сердцу каждого русского человека.

4. В соревнованиях по эсперанто он занял 1 место.

5. Принятие важнейших решений – прерогатив мэра.

 

 

5. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Возрождение домовых и квартального комитетов как первоначальной ступени самоуправления населения принесло свои результаты.

2. На благоустройство территории было освоено 2 миллиона рублей.

3. Необходимо уделять внимание на эту проблему.

4. В администрации субокруга ведут бесплатные приемы юрисконсульт и специалист соцзащиты.

5. Музей-квартира Булгакова приобрела его личные вещи.

 

6. Речевые ошибки допущены в предложении:

1. Командировочные документы были уже готовы.

2. Участвуют в этой работе работники мэрии, депутаты Госдумы, специалисты, общественные деятели.

3. На конкурсе чтецов студенты филфака продемонстрировали артистичность, остроумие и талант.

4. В тренажерном зале работает инструктор, который помогает спортсменам выбрать не только комплекс упражнений, но и правильно их выполнить.

 

7. В предложении допущена следующая ошибка:

Когда берег стал уходить из глаз моих и страшная громада воды, вертящейся кругами, стремительно тикущей с неприодолимой силой, охватила со всех сторон и понесла вниз как щепку нашу лодочку, я не мог далее выдерживать, закричал и заплакал, пряча лицо на грудях матери.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

 

8. В предложении допущена следующая ошибка:

Не нравилось ему также и то, что она беспрестанно говорила о самой себе, с чувством доверяя ему самые мелкие подробности своей жизни; но как человек вежливый, он ни сколько не обнаруживал ощущений своих.

1) орфографическая 2) пунктуационная

3) речевая 4) ошибок нет

 

 

9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

1) разговорному 2) художественному

3) газетно-публицистическому 4) официально-деловому

5) научному

 

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенным во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

 

10. Укажите, как называется троп, основанный на переносе названия по сходству признаков:

1) метафора 2) сравнение

3) олицетворение 4) эпитет

 

11. Укажите номера слов, которые в именительном падеже множественного числа оканчиваются на -а:

1) профессор 2) лектор 3) редактор

4) повар 5) сторож

 

12. Укажите номера слов, в которых согласный перед буквой -е - произносится твердо:

1) купе 2) пионер 3) термин

4) бизнес 5) кафе

 

 


ТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Текст 1

(1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

(2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

(3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну.

(4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.

(5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!

(6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

(7) Но еще ни разу ему не удавалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

(8) Нет, очевидно, это ему не дано.

(9) Он никогда не ждал вдохновения.

(10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты.

(12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

(13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

(14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны.

(15) Он должен добиться этого.

(16) Нужно только не щадить себя.

К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Задания к тексту 1

Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1. Чайковский – один из величайших русских композиторов.

2. Чайковский никогда не ждал вдохновения.

3. Только в упорной работе рождается вдохновение.

4. Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: