Вопрос № 12. Состояние системы дошкольного и общего образования

(Общее образование, кратко)

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

Общее образование реализуется по следующим уровням:

  • дошкольное образование
  • начальное общее образование
  • основное общее образование
  • среднее общее образование.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

(Дошкольное образование. Из статьи «Дошкольное образование в России», автор Серебринская М. А.)

Главная из проблем – это общедоступность дошкольного образования, которая в настоящее время не осуществляется данным образом. Рост количества мест в ДОУ катастрофически отстает от роста количества детей. Период упадка рождаемости пришелся на 1991 год. Тогда многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду и в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что привело к тому, что в настоящее время приходится искать способы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениям всех нуждающихся детей дошкольного возраста. По статистике сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70 % до 50 %. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад и не осваивала образовательные программы. Большинство детей приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, — ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.

В настоящее время изменилась и сама система ДОУ. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — “детский сад” добавились новые — детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, детский сад- центр развития ребенка и др. А также существуют различные дополнительные кружки по дошкольному образованию. С одной стороны это хорошо, что создаются хоть какие-то условия для дошкольников, а также позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов не отвечает закономерностям детского развития. А также минус таких дополнительных учреждений в том, что не каждый родитель может осилить их материально, ведь плату такие учреждения выставляют больше, чем в детских садах. Данные дополнительные учреждения осуществляют подготовку всего по 2–3 часа несколько раз в неделю, а в детском саду ребенок находится практически по 12 часов. Специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от дополнительных, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3–4 часам практически невозможно.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.

(Школьное образование. Из статьи «Учитель о состоянии школьного образования (по материалам социологического опроса)», авторы Собкин В. С. и Адамчук Д. В.)

Мнения учителей о состоянии современного школьного образования весьма критичны: лишь каждый десятый (11,6%) из педагогов считает, что состояние современной школы «удовлетворяет образовательным потребностям общества». Остальные считают, что школа либо «находится в глубоком кризисе и требует коренных изменений» (23,1%), либо «нуждается в частичных изменениях» (65,3%).

В числе наиболее значимых причин, обусловливающих негативные тенденции в сфере образования, учителя отмечают: «устранение семьи от воспитания детей» (74,7%); «недостаточное финансовое и материальное обеспечение школы» (62,7%); «низкий престиж учительской профессии» (62,1%); «пассивность, незаинтересованность учащихся в усвоении знаний, умений и навыков» (48,9%); «слабую социальную защищенность педагогических кадров» (48,6%); «падение престижа образования в обществе в целом» (41,0%); «административно-бюрократическую систему управления» (34,4%); «старение педагогических кадров» (33,9%); «слабую правовую защищенность системы образования» (30,8%); «ослабление дисциплины и порядка в стране» (25,7%); «неготовность родителей и детей к изменению школы» (22,1%); «уход лучших педагогов из образования» (17,3%); «несовершенство систем подготовки и переподготовки педагогических кадров» (14,0%).

С середины 90-х годов последовательно увеличивается доля учителей, указывающих, что одним из основных негативных явлений в сфере школьного образования является «административно-бюрократическая система управления». Сегодня на это указывает каждый третий (34,4%). Помимо систематической (плановой) отчетности, от учителя постоянно запрашивают разнообразные отчеты и справки практически все уровни управления образованием. Тенденция отнюдь не столь позитивна, поскольку определяет не только высокий уровень «бумагооборота» в системе школьного образования, но и свидетельствует о том, что практически любой уровень управления внезапно может потребовать от учителя «отчета», а это и есть проявление бюрократии в сфере образования. Подобная ситуация провоцирует у педагога ощущение того, что органы управления образованием ему «не доверяют». Более того, внеплановая отчетность требует от учителя существенных дополнительных временных затрат, которые, по всей видимости, создают дополнительную нагрузку на педагога либо компенсируются за счет сокращения времени, которое педагог уделяет другим составляющим в структуре своей профессиональной деятельности.

По мнению каждого десятого педагога (9,4%), укрупнение образовательных учреждений «никак не отразится на образовательном процессе». Почти каждый второй педагог (40,2%) полагает, что подобная стратегия приведет к «сокращению штата сотрудников школ». Понятно, что подобные изменения повлекут за собой не только интенсификацию учительского труда, но и могут привести к дефициту специалистов различных профилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: