Современного русского литературного языка

Понятие «стиль» (от греч. stylus — остроконечная палочка для письма, манера письма) в науке о языке, речи многозначно, оно рассматривается как:

1) разновидность языка, которая традиционно закреплена обществом за одной из общих сфер социальной жизни, характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения (стиль языка);

2) разновидность литературного языка, в которой язык выступает в определенной «социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере» (Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 567-568), различными функциями языка, отбором языковых средств по принципу их экспрессивно-стилистической окраски (стиль книжный, разговорный);

3) обычный способ структурирования, исполнения какого-либо типа речевых действий, совокупность приемов использования средств языка: ораторский стиль, юридический стиль, торжественный, иронический, юмористический стиль, стиль делового письма, стиль дружеской беседы и т. д.

4) индивидуальная манера, способ осуществления речи, письма, характерный для отдельного автора или произведения: стиль Достоевского, стиль ранних рассказов М. Горького, стиль романа «Воскресенье» и т. д.;

5) состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху (языковая парадигма эпохи), построение речи в соответствии с нормами употребления слов, построения конструкций в тот или иной период развития языка и речи: стиль русского литературного языка конца 18 века (См.: Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 494-495).

В понятие «стиль», таким образом, включается и языковой, и речевой аспекты.

С точки зрения языкового состава элементов, еще в латинском языке Древнего Рима различали книжный (поэтический) стиль, нейтрально-разговорный (обыденный) и фамильярно-просторечный (грубый). В 17 веке российский ученый, писатель, государственный деятель М. В. Ломоносов разработал «Систему трех стилей», которую составляли «высокий» стиль, «средний» и «низкий».

Функциональный стиль — исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), которая функционирует в определенной сфере человеческой деятельности, общения и создается особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их особой организацией (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, О. Б. Сиротинина, М. Н. Кожина).

Каждый функциональный стиль имеет свои дифференциальные признаки. Дифференциальными признаками (стилеобразующими чертами), отличающими тот или иной стиль от других стилей, являются:

1) экстралингвистические признаки: сфера общения, социальные отношения участников общения, роль автора речи (частное лицо, официальное лицо и т. п.), характер адресата (собеседник, массовая аудитория и т. п.), функции, тематика общения, его цель, задачи и т. д.;

2) лингвистические, среди которых: а) общеязыковые особенности;

б) стилистически маркированные языковые средства: лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

На основе комплекса стилеобразующих черт в современном русском литературном языке выделяется разветвленная система функциональных стилей:


Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

  • Что такое стиль речи?
  • В чем заключается стилистическая норма?
  • Каковы сфера употребления разговорного и книжных стилей?
  • В чем заключается коммуникативная целесообразность в отборе речевых средств в различных сферах общения: деловой, научной, публичной, обиходно-бытовой, художественной?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: