Звуковая культура речи

Я младшая группа

Развитие речи

• использовать все режимные и бытовые ситуации для раз­вития речи;

• обогащать пассивную речь ребенка, расширять запас по­нимаемых слов, обозначающих близких людей в соответ­ствии с их возрастом и иолом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка), их имена, части тела человека и животных; предметы в комнате и вне ее (некоторые их
качества, цвет, размер), несколько знакомых животных и их действия, растения жилых помещений, трудовые дей­ствия; в пассивный словарь ребенка вводить слова и фра­зы, раскрывающие понятные ему бытовые ситуации, иг­ровые действия;

• приучать ребенка внимательно слушать, понимать указа­ния относительно поведения («можно», «нельзя», «нужно»), взаимоотношений с другими детьми («помоги», «по­двинься», «не мешай», «отдай игрушку») и выполнять несложные поручения («принеси шапочку», «подними платочек»);

• содействовать пониманию художественного слова, про­изведений малых форм фольклора (доступных для дет­ского восприятия); побуждать находить, узнавать их ге­роев в иллюстрациях книг;

• формировать собственную активную речь ребенка, создавая для этого благоприятные условия; стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в язы­ковой среде;

• формировать умение воспринимать белорусскую речь; обу­чать восприятию и воспроизведению простых произведений на белорусском языке;

• поощрять любые доступные ребенку речевые проявления (вокализации, звукоподражания, проговаривания слов, простых предложений из двух-трех слов);

• побуждать пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружаю­щими, задавать вопросы («Что это?», «Кто это?»), а к кон­цу второго года — рассказывать в нескольких словах об увиденном;

Словарь

Задачи:

• расширять на основе углубления знаний и представлений детей об окружающем активный и пассивный словарный запас;

• обращать внимание малышей на словообразовательные связи (половичок лежит на полу; погремушкой можно по­греметь; в детский сад ходят дети);

• формировать понимание некоторых обобщающих слов, та­ких, как одежда, посуда и др., близких их жизненному опыту; помогать ребенку постепенно заменять звукопод­ражательные слова общеупотребительными (ав-ав — соба­ка, тик-такчасы).

Грамматический строй речи

Задачи:

• содействовать освоению детьми третьего года жизни грамматического оформления высказываний: изменению существительных по числам, падежам, глаголов по числам, вре­менам, лицам, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, согласованию слов между собой;

• побуждать и помогать строить разные типы предложений (простые с однородными членами, сложносочиненные, не­которые сложноподчиненные).

Звуковая культура речи

Задачи:

· формировать у детей основы артикуляции, речевого ды­хания, фонематического слуха, широко используя артику­ляционные упражнения («слижем с губ варенье» и др.) фонематические игры «Кто как кричит», «Отгадай, кто позвал», «Отгадай, на чем играют», дыхательные упраж­нения и игры («подуй на снежинки, чтобы они слетели с ладони», «надуй пузырь» и др.);

· стимулировать и поддерживать игры детей со звуками в звукоподражательных словах, упражняя их в правильном произношении гласных и согласных звуков {му-му, га-га­-га, би-би и т. п.);

· содействовать в овладении малышами к концу раннего возраста правильным произношением гласных (а, о, у, и, ы) и простых согласных звуков (м, б, п, н, т, д, к,г ф в

 

 

2-я младшая и средняя группы
Развитие речи

Задачи

• поощрять и стимулировать проявление речевой актив­ности каждого ребенка (обращение с просьбами, предло­жениями ко взрослым и сверстникам, использование в игровой и других видах деятельности);

• содействовать различению детьми белорусской и русской речи; побуждать к воспроизведению коротких литератур­ных произведений на белорусском языке, к разыгрыва­нию их; знакомить с часто употребляемыми формулами
белорусского этикета и стимулировать к их использова­нию (в адекватных ситуациях);

• развивать коммуникативные способности детей, содействовать их использованию для самоутверждения ребенка среди сверстников.

Словарь

Задачи

обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов, обозначающих новые предметы, их свойства и качества, в том числе эстетические, дей­ствия, существенные признаки и т. д.;

• содействовать формированию отдельных видовых понятий (чашка, кружка, стакан; куртка, пальто, шуба и т. п.),навыков употребления в самостоятельной речи некоторых обобщающих слов (фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель и др.);

• содействовать введению в словарь дошкольников слов, обозначающих некоторые этические качества людей (вни­мательный, добрый, аккуратный), интеллектуальные и волевые действия (подумал и решил, постарался и т. п.),
значимых для овладения внеситуативно-личностным об­щением;

• способствовать формированию элементарного осмысления некоторых собственно словесных отношений (антонимии: сырая водакипяченая вода; сырая погода — сухая погода; синонимии: идет — шагает; бежитмчится,
несется; маленький
малюсенький; многозначности не­которых слов: ножка стула, ножка стола, ножка у гриба, ножка ребенка; иголка швейная, елочная, сосновая, у ежа на спинке, для уколов);

• воспитывать интерес к происхождению слова («Почему так называются повар, водитель, учитель?»), умение заме­чать и желание узнавать, что означает новое, незнакомое слово;

• содействовать развитию понимания смысла загадок, неко­торых пословиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: