Я младшая группа
Развитие речи
• использовать все режимные и бытовые ситуации для развития речи;
• обогащать пассивную речь ребенка, расширять запас понимаемых слов, обозначающих близких людей в соответствии с их возрастом и иолом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка), их имена, части тела человека и животных; предметы в комнате и вне ее (некоторые их
качества, цвет, размер), несколько знакомых животных и их действия, растения жилых помещений, трудовые действия; в пассивный словарь ребенка вводить слова и фразы, раскрывающие понятные ему бытовые ситуации, игровые действия;
• приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания относительно поведения («можно», «нельзя», «нужно»), взаимоотношений с другими детьми («помоги», «подвинься», «не мешай», «отдай игрушку») и выполнять несложные поручения («принеси шапочку», «подними платочек»);
• содействовать пониманию художественного слова, произведений малых форм фольклора (доступных для детского восприятия); побуждать находить, узнавать их героев в иллюстрациях книг;
• формировать собственную активную речь ребенка, создавая для этого благоприятные условия; стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде;
• формировать умение воспринимать белорусскую речь; обучать восприятию и воспроизведению простых произведений на белорусском языке;
• поощрять любые доступные ребенку речевые проявления (вокализации, звукоподражания, проговаривания слов, простых предложений из двух-трех слов);
• побуждать пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими, задавать вопросы («Что это?», «Кто это?»), а к концу второго года — рассказывать в нескольких словах об увиденном;
Словарь
Задачи:
• расширять на основе углубления знаний и представлений детей об окружающем активный и пассивный словарный запас;
• обращать внимание малышей на словообразовательные связи (половичок лежит на полу; погремушкой можно погреметь; в детский сад ходят дети);
• формировать понимание некоторых обобщающих слов, таких, как одежда, посуда и др., близких их жизненному опыту; помогать ребенку постепенно заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (ав-ав — собака, тик-так — часы).
Грамматический строй речи
Задачи:
• содействовать освоению детьми третьего года жизни грамматического оформления высказываний: изменению существительных по числам, падежам, глаголов по числам, временам, лицам, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, согласованию слов между собой;
• побуждать и помогать строить разные типы предложений (простые с однородными членами, сложносочиненные, некоторые сложноподчиненные).
Звуковая культура речи
Задачи:
· формировать у детей основы артикуляции, речевого дыхания, фонематического слуха, широко используя артикуляционные упражнения («слижем с губ варенье» и др.) фонематические игры «Кто как кричит», «Отгадай, кто позвал», «Отгадай, на чем играют», дыхательные упражнения и игры («подуй на снежинки, чтобы они слетели с ладони», «надуй пузырь» и др.);
· стимулировать и поддерживать игры детей со звуками в звукоподражательных словах, упражняя их в правильном произношении гласных и согласных звуков {му-му, га-га-га, би-би и т. п.);
· содействовать в овладении малышами к концу раннего возраста правильным произношением гласных (а, о, у, и, ы) и простых согласных звуков (м, б, п, н, т, д, к,г ф в
2-я младшая и средняя группы
Развитие речи
Задачи
• поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка (обращение с просьбами, предложениями ко взрослым и сверстникам, использование в игровой и других видах деятельности);
• содействовать различению детьми белорусской и русской речи; побуждать к воспроизведению коротких литературных произведений на белорусском языке, к разыгрыванию их; знакомить с часто употребляемыми формулами
белорусского этикета и стимулировать к их использованию (в адекватных ситуациях);
• развивать коммуникативные способности детей, содействовать их использованию для самоутверждения ребенка среди сверстников.
Словарь
Задачи
• обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов, обозначающих новые предметы, их свойства и качества, в том числе эстетические, действия, существенные признаки и т. д.;
• содействовать формированию отдельных видовых понятий (чашка, кружка, стакан; куртка, пальто, шуба и т. п.),навыков употребления в самостоятельной речи некоторых обобщающих слов (фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель и др.);
• содействовать введению в словарь дошкольников слов, обозначающих некоторые этические качества людей (внимательный, добрый, аккуратный), интеллектуальные и волевые действия (подумал и решил, постарался и т. п.),
значимых для овладения внеситуативно-личностным общением;
• способствовать формированию элементарного осмысления некоторых собственно словесных отношений (антонимии: сырая вода — кипяченая вода; сырая погода — сухая погода; синонимии: идет — шагает; бежит — мчится,
несется; маленький — малюсенький; многозначности некоторых слов: ножка стула, ножка стола, ножка у гриба, ножка ребенка; иголка швейная, елочная, сосновая, у ежа на спинке, для уколов);
• воспитывать интерес к происхождению слова («Почему так называются повар, водитель, учитель?»), умение замечать и желание узнавать, что означает новое, незнакомое слово;
• содействовать развитию понимания смысла загадок, некоторых пословиц.