Программа выполнена с учетом корректировки.
ФИО. Подпись.
Приложение №3
Список стихотворений наизусть
ДОПИСАТЬ!
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятельности | Формы контроля | Оборудование |
1. | 1. ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | Урок изучения нового материала | Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова | Коллективная, познавательная | Беседа Индив. выступления учащихся Пересказ | Учебник, учебное пособие для 7 класса «Читаем, думаем, спорим» |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА | ||||||
1. Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | Урок изучения нового материала | Былины как героические песни эпического характера. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | Коллективная, практическая | Беседа Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов) Выразительное чтение былины учителем | ||
2. Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. | Комбинированный | Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда | Самостоятельная, практическая | Рассказ учащихся Чтение по ролям Словарная работа Беседа | «Литература Костромской области 7 – 9 класс» стих. В.М. Лапшина «Микула» | |
3. РР. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях» | Урок развития речи | Сюжет, система образов, герои былин; выражение в былинах исторического сознания русского народа. | Самостоятельная, творческая | Словарная работа Составление плана | Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри» | |
4. Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | Комбинированный | Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Самостоятельная, практическая | Работа со статьей учебника Составление рассказов по пословицам Игра - викторина | Книга «Читаем, думаем, спорим» 7 кл. | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА | ||||||
1. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | Урок изучения нового материала | Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», их актуальность в наши дни. | Коллективная, познавательная | Работа с учебником Беседа Работа с текстом | Портреты русских князей, фотографии старинных книг | |
2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. | Комбинированный | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний. | Самостоятельная, практическая | Рассказ ученика Беседа Выразительное чтение | ||
3.РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе» | Урок развития речи | Нравственные облик человека в древнерусской литературе | Самостоятельная, творческая | Беседа Словарная работа Составление плана сочинения | «Толковый словарь РЯ», тексты произведений ДРЛ | |
4. Контрольная работа по УНТ и ДРЛ | Урок контроля | Проверить знания учащихся | Самостоятельная, практическая | Тест | ||
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА | ||||||
1. Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | Урок изучения нового материала | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Особенности поэтики, патриотизм. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей учебника Беседа Комментированное чтение Словарная работа | Портрет М.В. Ломоносова | |
2. Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. | Урок изучения нового материала | Жизнь и деятельность Г.Р. Державина. «Птичка», «Признание», «Река времён…» Особенности поэтики, патриотизм. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей учебника Беседа Комментированное чтение Словарная работа | Портрет Г.Р. Державина | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 34 ЧАСА | ||||||
1. А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». | Урок изучения нового материала | Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей Аналитическая беседа Выразительное чтение | Портреты А.С. Пушкина, высказывания о Пушкине | |
2. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме. | Комбинированный | Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Образ Петра 1. | Групповая, исследовательская | Чтение наизусть Работа с текстом Сравнительная характеристика героев | ||
3. «Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме. | Комбинированный | Поэма «Медный всадник». Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. | Коллективная, практическая | Выразительное чтение Работа с текстом Словарная работа | Виды, фотографии Петербурга, памятников Петру 1 | |
4. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | Урок изучения нового материала | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Композиция, связь с древнерусской литературой, фольклорные традиции. Нравственная проблематика стихотворения: тема судьбы и пророчества | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение Словарная работа Работа с текстом Беседа Сравнение худ. текста и источника | Иллюстрации В.М. Васнецова к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |
5. Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» | Урок изучения нового материала | А.С. Пушкин «Борис Годунов» Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Коллективная, познавательная | Беседа Словарная работа Чтение по ролям | Иллюстрации В.И. Сурикова, В.А. Фаворского, В.Г. Перова к драме «Борис Годунов» | |
6. РР. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина. | Урок развития речи | Самостоятельная, практическая | Сочинение | Портреты и высказывания о Пушкине | ||
1. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России | Урок изучения нового материала | М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Образ Ивана Грозного и тема власти. | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное словесное рисование | Портрет поэта, иллюстрации, изображающие Ивана Грозного. | |
2. Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | Комбинированный | Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Нравственная проблематика поэмы. | Групповая, практическая | Анализ эпизода Выразительное чтение по ролям Сравнительная характеристика героев Работа с худ. деталями текста Составление плана | ||
3. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | Урок изучения нового материала | «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Мотивы лирики. Состояние души поэта. | Групповая, практическая | Выразительное чтение по ролям Анализ стихов, устное словесное рисование | фонограммы на стихи Лермонтова | |
1. Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | Урок изучения нового материала | Обзор жизни и творчества Н. В. Гоголя. «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь. Остап и Андрий, Тарас Бульба. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся комментированное Чтение и анализ 1 главы текста | Портрет Н.В. Гоголя, выставка его произведений | |
2. Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. | комбинированный | Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. | Групповая, практическая | Аналитическая беседа Выразительное чтение Составление плана Сравнительная характеристика | иллюстрации к повести Е. Кибрика | |
3. Осада польского города Дубно. | комбинированный | Героико-патриотический пафос повести. Взгляд на жизнь казаков. | Коллективная, практическая | Выразительное чтение аналитическая беседа, Работа с тексом Составление плана | ||
4. Трагедия Тараса Бульбы. | комбинированный | Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы. | Самостоятельная, практическая | Выразительное чтение Работа с текстом Составление плана | ||
5. Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба». | Урок обобщения и систематизации знаний | Нравственная проблематика повести | Самостоятельная, практическая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест. | ||
6. РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба». | Урок развития речи | Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | Самостоятельная, творческая | Сочинение | ||
7. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | Урок контроля | Проверка знаний учащихся | Самостоятельная, практическая | тест | ||
1. И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Аналитическая беседа Пересказ | Портрет писателя, высказывания о Тургеневе, выставка его книг | |
2. Стихотворения в прозе. | Урок изучения нового материала | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра, художественные особенности, темы. | Коллективная, познавательная | Чтение по ролям Аналитическая беседа Выразительное чтение | ||
1. Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» | Урок изучения нового материала | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Декабристы, их роль в жизни страны. Верность жён декабристов. | Коллективная, познавательная | аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, чтение по ролям | Портрет писателя, портреты кн. Трубецкой и Волконской | |
2.Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова | комбинированный | «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. | Самостоятельная, практическая | Аналитическая беседа Проблемные вопросы, тест | ||
3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова | Урок изучения нового материала | Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. | Самостоятельная, практическая | Анализ лирического произведения Беседа Выразительное чтение | ||
1. М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | Урок изучения нового материала | М.Е. Салтыков-Щедрин Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик …». Эзопов язык. Сказка. Сатира. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Аналитическая беседа Словарная работа | Портрет писателя, иллюстрации Кукрыниксов к сказкам писателя | |
2. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности | Комбинированный | Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика. | Групповая, практическая | Работа с текстом Словарная работа | ||
3. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» | Урок внеклассного чтения | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Сатира. Тема и идея сказки. | Групповая, практическая | Беседа Работа с текстом Заполнение таблицы | ||
1. Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» | Урок изучения нового материала | Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Словарная работа Пересказ | Портрет писателя, фотографии, альбом «Ясная поляна» | |
2. Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | Комбинированный | Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности. | Групповая, практическая | Пересказ Работа с текстом Анализ эпизода Словарная работа | Толковый словарь | |
1. А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон» | Урок изучения нового материала | Обзор жизни и творчества А. П, Чехова. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. | Коллективная, познавательная | Беседа Работа с текстом Пересказ | Портрет писателя, фото его родных мест | |
2. Хамелеонство как социальное явление. Язык рассказа «Хамелеон» | Комбинированный | Чехов А.П. «Хамелеон». Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками. | Самостоятельная, практическая | Чтение по ролям Пересказ Словарная работа | ||
3. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» | Урок внеклассного чтения | Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Характеристика персонажей Написание отзыва | ||
1. И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры» | Урок изучения нового материала | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. | Коллективная, познавательная | Составление плана Аналитическая беседа | Портрет писателя | |
2. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. | Комбинированный | Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Художественное мастерство Бунина-прозаика. | Коллективная, практическая | Беседа Пересказ – анализ Словарная работа | ||
3. Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. | Урок изучения нового материала | Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Проблемные вопросы Словарная работа | ||
1. «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе | Урок изучения нового материала | Стихотворения о природе А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром», И.А. Бунин «Родина»,В.А. Жуковский «Приход весны». Любовь поэтов к Родине, к народу, к русской природе. Поэтичность языка. Эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение. | Самостоятельная, творческая | Чтение наизусть Выразительное чтение и анализ стихов Устное словесное рисование | Портреты русских поэтов XIX века | |
1. Обобщающий урок по русской литературе XIX века. | Урок контроля | Произведения литературы 19 века. Проверить уровень знаний. | Самостоятельная, творческая | Игра «Литературный ринг» | Портреты писателей и поэтов XIX века | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 20 ЧАСОВ | ||||||
1. М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава) | Урок изучения нового материала | Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Чтение по ролям Пересказ | Портрет М. Горького | |
2. «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» | Комбинированный | Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. | Коллективная, практическая | Аналитическая беседа Чтение по ролям Словарная работа | ||
3. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» | Комбинированный | Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | Групповая, практическая | Аналитическая беседа Работа с текстом Составление плана | ||
4. РР. Сочинение – характеристика литературного героя | Урок развития речи | Герои повести. Характеристика героя. Нравственная проблематика повести, мастерство М. Горького. | Самостоятельная, творческая | Характеристика героев, подбор цитат, сочинение. | ||
5. «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») | Комбинированный | М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование. | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение, аналитическая беседа, пересказ, характеристика героев. | Раздаточный материал (иллюстрации художников Палеха) | |
1. Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака» | Урок изучения нового материала | Л.Н. Андреев «Кусака». Общее представление о творчестве писателя, мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным. | Коллективная, познавательная | Составление цитатного плана Аналитическая беседа Пересказ | Портрет писателя, выставка его книг | |
1. В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта | Урок изучения нового материала | Общее представление о творчестве поэта, мастерство В.В. Маяковского. Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Лексический анализ стихотворения Выразительное чтение | Портрет поэта | |
2. Личность поэта. «Необычайное приключение…» | Комбинированный | В. В. Маяковский «Необычайное приключение…» Особенности анализа стихотворения, художественные средства в стихотворении. | Самостоятельная, практическая | Беседа Лексический анализ стихотворения Выразительное чтение | ||
1. А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» | Урок изучения нового материала | А. П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | Коллективная, познавательная | Беседа Чтение рассказа Аналитическая беседа | Портрет писателя, выставка его книг | |
2. А.П. ПЛАТОНО« прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова | Урок внеклассного чтения | Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова | Самостоятельная, практическая | Аналитическая беседа Пересказ | ||
1. Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади» | Урок изучения нового материала | Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Деревенская тема. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Проблемные вопросы Пересказ | Портрет Абрамова | |
2. Проблематика рассказа Ф. Абрамова | Комбинированный | Нравственные проблемы рассказа. | Коллективная, практическая | Аналитическая беседа Работа с планом Словарная работа | ||
1. Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа | Урок изучения нового материала | Е.И. Носов «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. | Коллективная, познавательная | Работа с учебником Аналитическая беседа Работа с текстом | Портрет писателя | |
2. Е. Носов «Живое пламя» | Комбинированный | Е.И. Носов «Живое пламя» Тема бережного отношения к природе. | Самостоятельная, практическая | Беседа Анализ эпизода | ||
1. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения | Урок изучения нового материала | А.Т. Твардовский. Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского. | Групповая, практическая | Чтение статьи учебника Выразительное чтение Беседа Частичный анализ | Портрет поэта, фотографии его с друзьями, книги | |
1. Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | Комбинированный | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв. Тема ВОв. | Самостоятельная, практическая | Выразительное чтение Беседа Частичный анализ | Фонограммы с записями песен военных лет | |
1. Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро» | Урок изучения нового материала | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Изображение природы. Умение заглянуть в душу человека. Поведение мальчиков в минуту опасности. Яшка – верный товарищ. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей учебника Чтение произведения Беседа Составление плана | ||
1. «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева | Урок изучения нового материала | Д.С. Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение Анализ стихотворений Беседа | ||
«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). | Комбинированный | Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. | Групповая, творческая | Выразительное чтение Анализ стихотворений Беседа | ||
1. Обобщающий урок по русской литературе | Урок контроля | Произведения литературы 20 века. Проверка уровня знаний. | Самостоятельная, творческая | Викторина | Выставка книг, портреты писателей и поэтов | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 часа | ||||||
1. Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона | Комбинированный | Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины. Японские хокку. Особенности жанра. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Работа со статьей учебника Беседа | ||
2. О.Генри. «Дары волхвов». Р.Д.Бредбери. «Каникулы». | Комбинированный | О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Работа со статьей учебника Беседа | ||
Итоговый урок. | Итоговый урок. | Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения | Коллективная, практическая | Список книг |
|
|
|
|
|
|
|
|