Судить Где Когда Почему
Дерек Принс
Хотя тема суда является в Библии одной из самых сложных для понимания, однако, она является и чрезвычайно важной. Христиане, в целом, находятся в ужасающем невежестве в этом вопросе и, как следствие, в серьезном непослушании. Это дорого обходится всем нам. Множество христиан, иногда по причине невежества, иногда из-за собственного непослушания, поступают вопреки Слову Божьему тогда, когда принимают решение судить им или нет.
В Писании, в основном, в Новом Завете, на первый взгляд, существует противоречие в этом вопросе. Несколько стихов говорят нам о том, что мы не должны судить, и почти такое же их число говорит обратное. Так как же нам поступать?
Рассмотрим некоторые места Писания, касающиеся обоих мнений. Затем я предложу один принцип, с помощью которого станет возможным принятие правильного решения о том, чтобы судить или не судить в любой конкретной ситуации.
Глава 1
Места Писания против осуждения
|
|
Сначала давайте остановимся на некоторых местах Писания, направленных против осуждения.
В Нагорной проповеди Иисус говорит:
“Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего” (Мф. 7:1-5).
Иисус настаивает: “Не судите. Если будете судить, то тот суд, которым вы судите, вернется на вас”. И я думаю, что этот суд придет из двух источников: от людей и от Бога. В конечном счете, люди вас судят так же, как вы судите их. В довершение и Сам Бог будет судить вас тем судом, которым вы судили других.
“Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?” (Рим. 2:1-3).
Вторая глава Послания к Римлянам была адресована иудеям. Но это место Писания не потеряло актуальности и для большинства современных религиозных людей. Вы когда-нибудь замечали такое: религиозные люди считая, что если они знают, что правильно, а что — нет, могущие указать другим на их неправоту, убеждены в том, что это является свидетельством их собственной правоты и праведности? Но это не так! Как раз те люди, которые постоянно судят других, чаще всего бывают сами не правы.
|
|
В Послании к Римлянам сказано: “Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его” (Рим. 14:1-4).
Немного дальше, в той же главе говорится:
“А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: “живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога”. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну” (Рим. 14:10-13).
Павел пишет Коринфянам:
“Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь...” (1 Кор. 4:1-4).
Какое удивительное утверждение! Павел говорит: “Я не знаю ничего такого в своей совести, что бы свидетельствовало против меня. Я не знаю за собой ничего такого, что бы я сделал неверно”. Но это еще не могло быть его оправданием, это не являлось доказательством его праведности!
Затем он продолжает:
“...судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога” (1 Кор. 4:4-5).
И последние стихи, направленные против осуждения, взяты из Послания Иакова:
“Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?” (Иак. 4:11-12).
Иаков здесь указывает на тот момент, на который не обращают внимания многие христиане: злословить другого верующего — значит судить его. Как верующие мы получили конкретное, понятное предупреждение о том, чтобы не злословить друг друга. Однако очень многие христиане занимаются этим постоянно! А ведь это противоречит Писанию.
Глава 2
Места Писания, призывающие судить
Теперь давайте обратимся к тем местам Писания, в которых говорится о том, что судить мы обязаны.
Сам Иисус, обращаясь к людям того времени, заявив им, что Он — Мессия, сказал:
“Не судите по наружности, но судите судом праведным” (Ин. 7:24).
В этом стихе говорится, что Иисус призывал людей судить.
В 1-ом послании к Коринфянам Павел пишет:
“Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил (дословно: осудил), как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа” (1 Кор. 5:1-5).
Обратите внимание: Павел сказал, что “уже осудил”, и потребовал от христиан Коринфа, чтобы те поддержали его суд. Более того, его суд был чрезвычайно суровым — предать того человека сатане.
|
|
И далее в той же главе говорится:
“Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым (использующим бранную, нецензурную речь), или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог” (1 Кор. 5:11-13).
Когда Павел упоминает “внешних”, кого он имеет в виду? Неверующих. А кого он описывает как “внутренних”? Верующих. Следовательно, в этой ситуации Павел говорит, что мы не обязаны судить неверующих, но от нас требуется, чтобы мы судили “своих” по вере.
“Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви” (1 Кор. 6:1-4).
“Но брат с братом судится, и притом пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:6-7).
Здесь Павел делает два утверждения. Первое — негативное: неправильным для христиан является судиться друг с другом в мирском суде. Однако есть и второе
- позитивное: христиане должны сами судить внутренние разногласия между собой.
И в заключение посмотрите, что говорит Иисус в Евангелии от Матфея:
“Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви...” (Мф. 18:15-17).
Обратите внимание на то, что здесь речь идет о спорном вопросе между верующими. Если сами верующие не могут разрешить этот конфликт, то, в конечном счете, это должно стать известным в церкви. Это не просто один из вариантов решения спора — это повеление. Мы не имеем права оставлять конфликты неразрешенными. Если мы можем разрешить разногласия на личном уровне между собой — хорошо. Если же не можем, то обязаны сказать о них в церкви.
|
|
“...а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17).
Человек, который игнорирует решение церкви, теряет право на отношение к себе как к верующему. Это очень серьезное утверждение!
Глава 3