Рифмованные загадки на договаривание

Зелен, густ, На грядке куст. Копнешь немножко, Под кустом...   Возле школы, за окном Будут строить новый...    
Копать палкой трудновато, Для копанья есть...     Из портфеля слышен звон — Там мобильный...    
Прямо к сказочной планете Полетим мы на...   Наш котишка-шалунишка, Он поймал в сарае...  
Осторожно и без крошек Хлеб нарежет острый...     Я из снега без совка Вылепил...    
В берлоге спят соседи- Бурые...     Серый зайка очень ловко Управляется с...  
С кораблем случилось горе — Утонул корабль в...     Отправляется в полет Современный...    

 

Используем традиционные загадки.

Возраст от 3 лет

• «Узнай по описанию и назови».

Ребенок должен отвечать одним словом, выделяя голосом ударный звук. Малышу нужно показать, как нужно отвечать, не объясняя, что такое ударение:

Взрослый: Острый, железный, нужен для резки. Ребенок: нОж.

Взрослый: Бывает сильный, бывает слабый, надувает паруса и полощет флаги. Ребенок: вЕтер.

Взрослый: Легкая или теплая, от холода спасает, голову укрывает. Ребенок: шАпка.

Взрослый: Может быть столовой, может быть чайной, ею едим и размешиваем чай. Ребенок: лОжка.

Взрослый: Им можно писать или рисовать, бывает цветной и простой. Ребенок: карандАш.

Взрослый: Расчесываем ею волосы и делаем прическу. Ребенок: расчЕска.

Взрослый: Наливаем в нее воду, молоко или чай и пьем. Ребенок: чАшка.

Взрослый: Бывает мягкой или жесткой, на ней мы спим. Ребенок: кровАть.

Взрослый: Им моем руки, смываем грязь. Ребенок: мЫло.

Взрослый: Ею чистим зубы. Ребенок: щЕтка.

Взрослый: Его кладем в чай, чтобы было сладко. Ребенок: сАхар.

Взрослый: С его помощью можем звонить другим людям и отвечать на их звонки. Ребенок: телефОн.

Взрослый: Им укрываемся, когда ложимся спать, чтобы не было холодно. Ребенок: одеЯло.

• «Назови предмет, который я показываю».

Покажите на предметы, которые находятся в поле зрения ребенка. Попросите назвать предмет, используя слово «это»: «Это стол»; «Это лампа». Малыш должен произнести эти два слова слитно.

• «Назови предметы, которые видишь». Ребенок должен назвать предметы, которые находятся в поле его зрения, используя слово «вот»: «Вот зеркало»; «Вот книга». Эти два слова произносятся слитно.

«Договори за мной».

Вы произносите слово, а ребенок должен закончить фразу, подобрав подходящее по смыслу слово.

Толстая... Вкусная... Высокий... Теплая... Мягкие... Сладкое... Крепкий... Грязные...

Горячая... Красные... Новый... Злой... Плохой... Маленькие... Умная... Волшебная... Длинные

«Закончи предложение».

Вы начинаете предложение, а ребенок договаривает его без паузы одним словом.

Взрослый: В нашем саду... Ребенок: цветЫ.

Взрослый: У кота... Ребенок: хвОст.

Взрослый: А потом мы... Ребенок: ушлИ.

Взрослый: В лесу... Ребенок: Ежик.

Взрослый: Я написал... Ребенок: письмО

Взрослый: Под шкафом... Ребенок: пЫль.

Взрослый: Все ученики... Ребенок: в шкОле.

Взрослый: Автобус подъехал... Ребенок: к дОму.

Взрослый: Мы ели... Ребенок: конфЕты.

Взрослый: Собака грызет... Ребенок: кОсть.

Взрослый: Я не хочу... Ребенок: пИть.

Взрослый: На полке... Ребенок: вАза.

Взрослый: Папа купил... Ребенок: сЫр.

Взрослый: Отдай мне... Ребенок: кнИгу.

Взрослый: На столе... Ребенок: чАйник.

Взрослый: Мы будем... Ребенок: Есть.

Вы начинаете предложение, а ребенок договаривает его, слитно произнося два слова:

Взрослый: Кот вчера... Ребенок: поймАл мЫшку.

Взрослый: Моя мама... Ребенок: вАрит сУп.

Взрослый: Зимой часто... Ребенок: идЕт снЕг.

Взрослый: Лиса опять... Ребенок: поймАла зАйца.

Взрослый: На ужин... Ребенок: былА Каша.

Взрослый: Нужно достать... Ребенок: чАй из сУмки.

Взрослый: В детском саду... Ребенок: мнОго игрУшек.

Взрослый: Я люблю... Ребенок: моЮ мАму

Взрослый: По телевизору... Ребенок: покАзывают мУльтик.

Взрослый: Этот торт... Ребенок: мЫ съедИм.

Взрослый: Мне вчера... Ребенок: купИли крАски.

Взрослый: Завтра празднуем... Ребенок: дЕнь рождЕния.

Взрослый: Мы, наверное... Ребенок: пойдЕм в кинО.

Взрослый: У меня… Ребенок: Есть собАка.

Взрослый: Корабль... Ребенок: плывЕт в мОре.

Взрослый: Самолет... Ребенок: летИт в нЕбе.

«Составь предложение по картинке».

Все слова в предложении нужно произносить слитно, на одном выдохе. Говорить нужно выразительно, после каждого предложения делать паузу.

– Кот несет рыбку. – В вазе стоят цветы. – Мальчик спит. – В паутине сидит паук.

– Девочка ест яблоко. – Дети купаются в реке. – На столе лежит арбуз. – Бабочка сидит на цветке.

– Бабушка гладит белье. – Попугай сидит в клетке.

Это задание можно усложнить. Пусть ребенок самостоятельно (без картинки) придумает, чем можно закончить предложение. Вы начинаете, а ребенок заканчивает предложение.

Я буду... У нас есть... Положи книгу... В доме... Папа завтра... Наш кот... Мои друзья …

Дай мне... На столе... Мышонок опять...

Для детей от 3 лет

«Обведи и назови».

Предложите ребенку самостоятельно обвести нарисованные контуры предметов или помогите ему выполнить задание. Главное – комментируйте все действия.

Я обвожу машину. Это колеса, это кузов, это кабина.

Я обвожу домик. Это крыша, это труба. Это стена, это дверь, это окно.

Я обвожу кораблик. Это парус, это лодочка, это флажок.

Я обвожу цветок. Это серединка, это лепестки, это стебелек, это листочки.

Я обвожу жука. Это голова, это туловище, это лапки, это усы.

Я обвожу кота. Это голова, это уши, это лапы, это спина, это пузо, это хвост.

Я обвожу шкаф. Это дверцы, это ножки, это ручки.

Я обвожу пистолет. Это ствол, это рукоятка, это курок.

Я обвожу ветку. Это стебель, это листочки.

Я обвожу грибок. Это ножка, это шляпка.

«Раскрась и назови». Предложите ребенку раскрасить предметы, озвучивая свои действия.

Я раскрашиваю домик. Я беру желтый карандаш и раскрашиваю крышу. Я кладу желтый карандаш и беру коричневый. Я раскрашиваю стену домика коричневым карандашом. Я кладу коричневый карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю дверь зеленым карандашом. Я кладу зеленый карандаш и беру синий. Я раскрашиваю окна синим карандашом. Я кладу синий карандаш и беру оранжевый. Я раскрашиваю трубу оранжевым карандашом.

Я раскрашиваю цветок. Я беру красный карандаш и раскрашиваю серединку. Я кладу красный карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю лепестки желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю стебелек зеленым. Я раскрашиваю листики зеленым.

Я раскрашиваю кораблик. Я беру синий карандаш и раскрашиваю парус. Я кладу синий карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю лодку желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру красный. Я раскрашиваю флажок красным карандашом.

Я раскрашиваю гриб. Я беру коричневый карандаш и раскрашиваю шляпку. Я кладу коричневый карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю ножку желтым карандашом.

Я раскрашиваю чашку. Я беру зеленый карандаш и раскрашиваю горошки на чашке. Я кладу зеленый карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю чашку желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру красный. Я раскрашиваю ручку красным карандашом.

Я раскрашиваю стрекозу. Я беру оранжевый карандаш и раскрашиваю туловище стрекозы. Я кладу оранжевый карандаш и беру синий. Я раскрашиваю голову стрекозы синим карандашом. Я кладу синий карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю крылья стрекозы зеленым карандашом.

Я раскрашиваю утку. Я беру черный карандаш и раскрашиваю клюв. Я кладу черный карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю крыло желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю голову зеленым карандашом. Я кладу зеленый карандаш и беру коричневый. Я раскрашиваю туловище коричневым карандашом. Я кладу коричневый карандаш и беру красный. Я раскрашиваю лапки красным карандашом.

Я раскрашиваю машинку. Я беру зеленый карандаш и раскрашиваю кабину. Я кладу зеленый карандаш и беру синий. Я раскрашиваю кузов синим карандашом. Я кладу синий карандаш и беру черный. Я раскрашиваю колеса черным карандашом.

«Что есть – чего нет».

Вы называете предмет, который у вас имеется, а ребенок отвечает, что у него нет данного предмета. Следите за тем, чтобы малыш правильно употреблял грамматические формы.

У меня есть груша. У меня нет груши. У меня есть груши. У меня нет груш.

У меня есть стол. У меня нет стола. У меня есть столы. У меня нет столов.

У меня есть окно. У меня нет окна. У меня есть окна. У меня нет окон.

У меня есть кот. У меня нет кота. У меня есть коты. У меня нет котов.

У меня есть куртка. У меня нет куртки. У меня есть куртки. У меня нет курток.

У меня есть нож. У меня нет ножа. У меня есть ножи. У меня нет ножей.

У меня есть пирамида. У меня нет пирамиды. У меня есть пирамиды. У меня нет пирамид.

«Один – много».

Предложите ребенку назвать предметы во множественном числе.

Рыба – рыбы. Нос – носы. Стакан – стаканы. Угол – углы. Сумка – сумки. Сок – соки.

Лист – листы. Стул – стулья. Ведро – ведра. Утка – утки. Мороз – морозы. Платье – платья.

Пес – псы. Кость – кости. Снег – снега. Чай – чаи.

«Большой – маленький».

Попросите ребенка назвать предмет маленького размера.

Стол – столик. Кот – котик. Стул – стульчик. Ложка – ложечка. Миска – мисочка.

Ведро – ведерко. Телефон – телефончик. Носок – носочек. Собака – собачка.

Плита – плитка. Угол – уголок. Ковер – коврик. Палка – палочка. Окно – оконце.

Блюдце – блюдечко. Сердце – сердечко. Гриб – грибок Платье – платьице. Сумка – сумочка.

«Больше-меньше».

Пусть ребенок назовет, какой из предметов больше, а какой меньше.

– Что больше – чашка или ведро? Ведро больше чашки.

– Что меньше – ложка или поварешка? – Что больше – яблоко или дыня?

– Что меньше – сумка или чемодан? – Что меньше – велосипед или лодка?

– Кто больше – лев или слон? – Кто больше – муха или бабочка?

– Что меньше – скатерть или платок? – Что больше – миска или таз? – Кто меньше – курица или цапля?

«Кто детеныш?»

Предложите ребенку назвать детенышей животных и птиц:

У лисы – лисята. У тигра – тигрята. У лягушки – лягушата. У слона – слонята. У козы – козлята.

У овцы – ягнята. У лошади – жеребята. У льва – львята. У сороки – сорочата. У змеи – змееныши.

У галки – галчата. У жирафа – жирафята. У медведя – медвежата. У орла – орлята.

У вороны – воронята. У дятла – дятлята. У моржа – моржата.

Возраст от 2 лет

Учим стихи и потешки.

Так как гласные произносить легче, лучше начать с чтения и разучивания чистоговорок и стихотворений, большинство слов в которых начинается на гласные звуки.

Оля около болота Очень долго ищет что-то.   Эля эхо услыхала, Эля эху отвечала.
У удода пыль на ухе – У удода мухи в ухе. Ёжик маленький сидит, Ёжик ёлку сторожит.
Еле-еле два енота Ель пилили – вот забота. Еле-еле распилили, еле-еле всё сложили. Илья искал иголку, Искал её под ёлкой, Искал её под ивой, Искал её в крапиве.
Юра наш юлу купил, Юлу Юле подарил. Аня, Ася и Андрюша Алевтина будут слушать. А Алёша и Антон Алевтину гонят вон.

 

Рассказывая чистоговорку или стихотворение, ребенок может «отбивать» ритм движением руки. Говорить нужно неторопливо, но не замедленно, не растягивать слова, стараться, чтобы речь была выразительной, эмоционально окрашенной, естественной. Следите за тем, чтобы речь ребенка не была слишком быстрой, захлебывающейся. Говорить нужно слитно, плавно, разборчиво.Можно попросить малыша говорить то громко, то тихо, с разной интонацией, в разном темпе. Это тренирует общие речевые навыки, улучшает звучание речи.

• Запоминаем считалки. Когда малыш рассказывает считалки, он учится говорить слитно и плавно, учится произносить фразы, отрабатывает связную речь. Можно попросить ребенка рассказывать считалку под ритм шагов – это упражнение очень полезно выполнять во время прогулки, когда движение не только естественно, но и удобно. В помещении ребенку придется ходить по кругу, что несколько ограничивает свободу передвижения и создает некоторый дискомфорт, особенно если комната маленькая. Впрочем, всегда можно как-нибудь обыграть ситуацию, чтобы ребенку стало интересно выполнять задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: