Урало-сибирская роспись и место ее зарождения

РЕФЕРАТ

Тема: «Урало-сибирская роспись»

 

Преподаватель: Кулыгина Н.В.

Ученица: Голонова Анна

 

Стрелица 2015 год

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение. 4

2. Урало-сибирская роспись и место ее зарождения. 5

3. Особенности технологии урало-сибирской росписи. 7

3.1. Особенности техники урало-сибирской росписи. 7

3.2. Мотивы живописи. 8

3.3. Композиционные решения. 9

3.3.1. 9

4. Вывод. 10

 

Введение

Народные промыслы[1] – уникальное явление национальных культур. В них отражены эстетические идеалы простого люда, прекрасные порывы души, стремление отразить совершенство божьего мира. Удивительное мастерство и талант народных умельцев живут в их изделиях, многим из которых ни одна сотня лет. Живут и радуют нас, потомков тех, кто словно играючи, управлялся с нитками и иголками, коклюшками и спицами, кисточками и красками. А также топорами да молотками, создавая чудесные терема без единого гвоздя, тончайшее деревянное или железное кружево и многие другие чудеса своими натруженными руками. Урало-сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров такого вот народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянских домах отдалённых небольших деревень. Обычно в таких забытых Богом местах и сохраняется самобытное национальное мышление, а в семьях по наследству передают и бережно хранят вещи, изготовленные ещё прапрадедами.

 


Урало-сибирская роспись и место ее зарождения

Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путем. Прежде всего, это было связано с тем, что с XVI- XVII вв. начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но также деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. В это время на Урале складываются два направления расписной утвари — роспись металлических и деревянных изделий. Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее населенных поселках. Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова – изготавливали прялки и т. д.

Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (береза, сосна и др.). В 40-х гг. XIX в. Широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Особенную известность приобрели тагильские (пермские) берестяные бураки. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. «Существовал даже особый тип расписного бурака под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний». Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определенным назначением прялки. Наиболее самобытной разновидностью сельских росписей Урала являлась обвинская. Для нее был характерен единый принцип построения, в котором главную роль играл яркий контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции на оси симметрии располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство. Обвинская роспись — особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи. Сказалось влияние поволжских центров народной росписи, в которых были сильны графические элементы. Наряду с утварью, на Урале было принято расписывать жилища. «На формирование вкусов заводского и крестьянского населения, особенно на Среднем Урале и в Сибирском Зауралье, большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы. Именно здесь, в Сибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет», - писал В. А. Барадулин.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: