Основные религозно-правовые школы в Исламе: возникновение и современное состояние

по направлению подготовки 41.00.00 Политические науки и регионоведение (образовательная программа «Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии»)

 

 

Выполнила:

Ильина А. М.

Студентка группы

№ МЭР 171

 

 

Санкт-Петербург

В качестве источников мусульманского права в Исламе выделяются две группы взаимосвязанных норм: Коран и сунны, как основополагающие источники, и нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников и умозаключения по аналогии (кийас). Однако оставленные Мухаммедом нормы первой группы в основном представляют собой общие положения, которые имеют форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров (Makdisi, 1979). По большинству вопросов различных областей права эти источники хранят молчание. Таким образом, «положения юридического характера, которые содержит Коран, недостаточны для того, чтобы составить кодекс» (Сюкияйнен, 1986) и имеют лишь базу шариата. Такая неопределенность привела к развитию исламских религиозно-правовых школ. В VIII веке выдающимися арабскими правоведами-имамами были образованы такие школы, или масхабы, и развитие нормативного состава мусульманского права зависело от них и их последователей. Среди суннитского направления ислама выделается 4 основных и наиболее влиятельных по сей день школы, названные в честь своих основателей: ханафитыб маликиты, ханбаиты, шафииты. А также выделяется ряд шиитских школ, таких как джафаритская, зейдитская, исмаилитская.

Наиболее распространённым масхабов на данный момент является Ханифизм - учение имама Абу Ханифы ан-Нумана бин Сабита. Этот мыслитель являлся сторонником школы размышлений, совершенствовал метод суждения по аналогии, кыяс. Он также использовал метод исправления решений, принятых по аналогии, использовавшийся в случаях, когда решение приносило вред или противоречило текстам Корана и Сунны. В этом существенное отличие Ханифизма – при использовании Корана и сунны как основы, большое внимание уделяется индивидуальному толкования и методу аналогии, что делает учение гибким и позволяет приспосабливаться к новым веяниям. Это привлекает многих последователей ислама, и на данный момент около трети всех мусульман являются ханафитами.

Еще одним выдающимся законоведом, создавшим свой толк является Малик бин Анас. Малик, кроме Корана и Сунны, опирался на согласованное мнение (иджму). Эта школа близка к ханифитам, однако, её последователи практически не используют метод суждения по аналогии, и вообще, менее гибки и терпимы.

Мухаммад аш-Шафии известен тем, что систематизировал знания в области мусульманского права и основал толк шафиитов. В своем учение аш-Шафии старался разрешить противоречия маликитов и халифитов и объединить их принципы. При этом он также почти не прибегал к суждению по аналогии, однако отказывался принимать мнение жителей Медины, если оно противоречило одиночным хадисам. Труды аш-Шафии до сих являются актуальными и применяются в правоведении.

Последняя до сих пор распространенный масхаб был создан Ахмадом бин Ханбалом. Этот деятель стал жертвой михны, или репрессий, организованных мутазилитами. Борьба с их идеями нашла отражение в особенностях ханбалитского масхаба – этот толк склоняется к традиционализму и стоит за очищение ислама от нововведений.

Наиболее отличным от суннитским масхабов является шиитский Джафаритский или Имамитский мазхаб. Он о тносится к имаму Абу Абдуллаhу Джа’фару ас-Садыку ибн Мухаммаду аль Бакир ибн Зайнульабидину. Основа данный школы – вера в 12 безгрешных имамов, а после Корана в качестве основного источника права они используют хадисы имамов из числа Ахлуль Байт. При этом шариатские решения всегда выносятся имамами и имамитским фикхом. Также важное отличие от суннитского фикха состоит в дозволении временного брака, Мут’ы.

Начиная с середины XIX века значимость масхадов и иджтихада меняется, так как современное действующее мусульманское право существенно отличается от традиционного по форме, содержанию, соотношению с позитивным законодательством. В современных правовых системах мусульманское право сравнительно редко выступает в традиционной форме доктрины, которая остается ведущим его источником в немногих странах и лишь применительно к отдельным отраслям. В большинстве случаев его нормы закрепляются в принимаемом государством законодательстве. В итоге доктрина (фикх) в качестве основного источника мусульманского права уступает место законодательству, а отличающиеся плюрализмом взгляды различных школ заменяются точными однозначными и абстрактными нормами, которые очень часто не сводятся к одному определенному толку и исходят из иного понимания иджтихада (Сюкияйнен, 2012).

 

Список литературы

1) Сюкияйнен Л. О правовой природе шариата и его взаимодействии с европейским правом, 2012, [Электронный ресурс]: https://anaurt.com/qrt/content/syukiyaynen-l-o-pravovoy-prirode-shariata-i-ego-vzaimodeystvii-s-evropeyskim-pravom


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: