Ведущий. Сейчас гримеры помогут представителям племени преобразиться. Вам предстоит нанести грим на их лица в соответствии с теми ролями, которые написаны на карточке у вас в руках, и вашим видением этого образа. Помните, что это туземцы, которые имеют свои традиции и табу. (Время — до 10 минут.)
Упражнение «Танец племени»
Ведущий. Уважаемые туземцы, пришло время узнать, кто же вы. Гримеры, озвучьте, пожалуйста, карточки своим партнерам. Чтобы туземцы смогли войти в образ, я предлагаю им познакомиться со своей ролью поближе и попробовать ее выразить в танце под африканские барабаны. (Включается музыка, и в течение 5 минут идет танец племени.)
Игра «Возведение моста в Африке»
Ведущий. Теперь давайте познакомимся с заданием. Я прошу выйти в коридор первые номера, которые станут у нас теперь инженерами.
Задание для инженеров. Вы приехали в Африку для строительства моста через очень бурную реку. На этой реке каждую весну сносит мост, поэтому к вам и обратилось правительство с таким заказом. Самим вам не справиться со стройкой, и ваша задача — привлечь к ней туземцев. но язык туземцев сложен, и вы его не знаете. Мост вы строите из книг, складывая их в следующем порядке: — / — / — /, время на постройку моста — 15 минут. Я прошу вас дать мне время, чтобы подготовить туземцев к встрече с вами.
|
|
Задание для племени. Уважаемые представители племени! К вам в Африку приехали инженеры для строительства моста через неспокойную реку, на которой ваше племя каждый год весной строит мост. Вы не понимаете речей инженеров, у вас в племени есть строгие правила и табу (запреты):
1. Каждые 20 секунд вы молитесь богам Реки, Ветра, Солнца.
2. Женщины племени не должны ничего брать из рук чужеземцев.
3. Вождь строго следит за своими соплеменниками и выполнением правил.
4. Жрец следит за выполнением ритуалов по времени.
Итак, племя живет своей обычной жизнью... Но вот на поляне появились неожиданные гости... Встречайте их.
(Время на обыгрывание — 15 минут. В процессе обыгрывания ведущий следит за состоянием участников племени и инженерами. Если возникает ситуация, когда действие увлекает и начинает принимать деструктивный характер, ведущий дает сигнал к остановке игры. Он напоминает, что это всего лишь игра или что она подошла к концу.)
Снятие грима. Грим снимает тот же гример, что и наносил его.
Снятие ролей. Снятие ролей происходит в тех же парах. При этом участники кладут друг другу руки на плечи и произносят: «Здесь и теперь ты не... (роль), ты...» (имя).
Рефлексия
Ведущий просит участников группы поделиться своими ощущениями, когда они были в роли. Затем он предлагает высказать свои мысли по поводу выполнения поставленной в игре «Возведение моста в Африке» задачи. Рассказать о правилах и табу в племени; о том, кто из инженеров сумел установить контакт с туземцами и каким образом ему это удалось; чья тактика вызвала неадекватные реакции у представителей племени.
|
|
После рефлексии ведущий предлагает участникам высказать свои предложения по использованию данной части тренинга в работе с подростками.
Упражнение«Пожелания в кругу»
Ведущий. Сейчас каждый из вас может пожелать друг другу то, что хотел бы пожелать самому себе. Всем спасибо за работу, мы закончили.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки к игре
ВОЖДЬ властный, сильный человек, умудренный опытом жизни | ЗОРКОЕ ОКО (сын вождя) своенравный, любознательный, бойкий | ЖРЕЦ консервативен, чужд нововведениям, с опасением относится к чужакам |
УМНЕЙШИЙ мыслитель, все анализирует, доверяет только своим убеждениям, своему опыту, ждет своего звездного часа | МАТЬ ПЛЕМЕНИ зрелая женщина, воспитала не одно поколение детей, ее почитают в племени, она приглядывает за хозяйством племени | ВЕСЕННИЙ РУЧЕЕК дочь вождя молодая, веселая, романтичная, ждет своего принца |
ВЕЛИКИЙ ОХОТНИК зоркий глаз, верная рука, добытчик племени, ухаживает за дочерью вождя | ЗНОЙНЫЙ ОГОНЬ женщина страстная, очень эмоциональная, не замужем, так как ее темперамент настораживает мужчин племени | МАСТЕРИЦА женщина замужняя, умеет вести хозяйство, шьет одежду, готовит еду, помогает всем молодым женам |