Библиографического указателя

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы и установочной консультации научного руководителя, в ходе которой определяется общая стратегия работы, обосновывается вид библиографического указателя, намечаются цели и задачи, составляется рабочий график его подготовки.

На основных этапах выполнения курсовой работы происходит:

Предварительное изучение темы библиографического указателя. Кроме установочной консультации научного руководителя, общее представление о теме помогут получить соответствующие разделы и рубрики научных, учебных, справочных изданий по выбранной отрасли знания: экономика, история, философия, реклама, менеджмент, маркетинг и т. д. Таким образом, весьма важным представляется детальное ознакомление с понятийным и терминологическим аппаратом, существом самой проблемы (к примеру – управленческой, технологической, исторической, экономической и т. д.), основными работами ведущих учёных в данной области, материалами дискуссий и научных конференций.

Изучение методики и технологии библиографирования. Прежде всего, следует изучить методику и технологию библиографирования по учебной литературе, затем изучить современные публикации, чтобы уточнить нововведения в этот процесс касательно предполагаемого вида библиографического указателя (см. Приложение 3).

Выявление источников информации по теме. Предварительно составляется список источников вторичной и первичной информации. Списки возможных источников вторичной и первичной информации даны в Приложениях 4, 5. Данные и другие источники информации следует проработать для выявления специальной литературы по теме курсовой работы. В качестве источников вторичной информации по теме выступают каталоги и картотеки библиотек, сайты библиотек и иных информационных учреждений, а также организаций, фирм, предприятий, их базы данных, библиографические пособия (как самостоятельные, так и несамостоятельные), указатели содержания журналов. К источникам первичной информации относят: периодические издания соответствующей отрасли или тематики, хрестоматии, антологии, сборники, труды научных конференций или учреждений соответствующего профиля и т. д.

Основные источники вторичной информации обследуются максимально полно и тщательно с целью наиболее полного выявления документов по теме библиографического указателя, а дополнительные – выборочно с целью контроля полноты выявления документов по основным источникам. Деление источников на основные и дополнительные довольно условно и определяется самим студентом-составителем. Круг источников может быть расширен за счёт привлечения источников информации по смежным областям знания. Особую значимость нередко приобретают такие источники дополнительной информации, как прикнижные, пристатейные списки литературы, библиографические ссылки в монографиях, историографические обзоры по теме библиографического указателя. Затем анализируют основные и дополнительные источники первичной информации.

Необходимо ведение «картотеки просмотренных источников», в которой отмечаются все просмотренные источники вторичной и первичной информации, вне зависимости от того, оказались они полезными для выявления документа в создаваемый библиографический указатель, или нет. «Картотека просмотренных источников» даёт представление об информационной базе готового библиографического указателя.

Составление рабочей картотеки/электронного списка литературы. Вышеперечисленные источники информации прорабатываются, по ним выявляются документы, отражающие тему. Каждый документ впоследствии просматривается de visu. На основе такого пристального изучения рабочая картотека/список литературы в электронном виде по теме пополняется и редактируется, происходит качественный отбор документов, непосредственно раскрывающих тему.

Рабочая картотека/список литературы включает в себя библиографиче­ские записи документов по теме, выявленных студен­том (монографии, сборники научных трудов, материалов конференций, статьи из профессиональных/смежных тематически журналов, диссертации, ГОСТы, патенты, отчёты по НИОКР и др.). Библиографические описания должны обязательно соответствовать требованиям следующих стандартов:

§ ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

§ ГОСТ 7.12–93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;

§ ГОСТ 7.80–2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

В ходе подготовки курсовой работы карточки с библиографическими записями/список литературы могут быть сгруппированы сначала в алфавите авторов и заглавий, затем – по разделам указателя (которые оговорены в проспекте библиографического пособия и утверждены преподавателем, однако в процессе работы могут корректироваться).

Целесообразно на карточках рабочей картотеки/в списке литературы проставлять шифры книг (это облегчит в дальнейшем заказ издания в библиотеке), а также другие рабочие пометки. Окончательный отбор изданий и публикаций для включения в библиографический указатель обыч­но проводится после их изучения de visu.

Отбор и изучение литературы. Изучаемую тему следует увидеть и представить во всей её глубине и многоаспектности. Естественно, помимо традиционных печатных изданий возможно включение в БУ изданий на нетрадиционных носителях.

Особое внимание следует обратить на критерии отбора литературы для включения её в библиографический указатель (БУ).

Различные виды библиографического указателя – научно-вспомогательный, рекомендательный, профессионально-вспомогательный – предполагают использование различных критериев отбора литературы:

 

Критерий Научно-вспомогательный БУ Рекомендательный БУ Профессионально-вспомогательный БУ
Содержательный (логический)   От общего к частному От простого к сложному Наиболее информативный и качественный иллюстративный материал по частному аспекту темы
Формальный Алфавитный Хронологический (прямая либо обратная хронология)    
Полноты отбора литературы по теме Возможно более полная, сплошная выборка за указанный промежуток времени Выборочный Выборочный

 

Таким образом, в научно-вспомогательном БУ представлена вся литература по теме за указанный период времени (1 год, 3 года…).

В рекомендательном БУ даётся рекомендация наиболее содержательных, информативных изданий, публикаций по теме.

Профессионально-вспомогательный БУ помогает профессионалу организовать практическую работу выявленными и охарактеризованными вспомогательными материалами: ориентирует в официальных изданиях, нормативно-производственных (ГОСТы, СНиПах, СанПиНах, патентах, должностных инструкциях, нормативах времени, руководствах по технике безопасности и эксплуатации техники/рабочего места и т. д.). Либо предлагает конкретные вспомогательные материалы для организации конкретного вида работ, например: в помощь учителю литературы для проведения урока «Картины природы в произведениях русских писателей XIX века» (выбор художественных произведений предусмотрен школьной программой) следует выявить иллюстративный материал: картины художников по теме, работы художников-иллюстраторов данных произведений, музыкальные произведения-иллюстрации, диафильмы, видеоматериал и т. д. и т. п. Так, специалисту-производственнику может потребоваться информация, содержащаяся в специфических видах документов (см. ГОСТ 1.7–2003 Издания. Основные виды. Термины и определения), о принципиально новых методах и формах работы, продуктах и услугах производства и т. д.

Уточнение структуры библиографического указателя. Предварительно составленный рабочий план на данном этапе уточняется и детализи­руется в соответствии с имеющимся материалом. Уточнённый вариант рабочего плана должен быть согласован с научным руководителем, должны быть внесены изменения в проспект БУ, проставлены дата изменений и подпись руководителя. Более подробно о структурных элементах курсовой работы – см. соответствующий раздел данных «Методических указаний».

Написание текста библиографического указателя. Аннотирование и/или реферирование выявленных документов. Курсовая работа должна продемонстрировать, что студент не только овладел знаниями в области библиографирования, навыком выявления литературы по теме, сумел изучить публикации специальной печати, но и умеет проаннотировать их.

Характеристику требований к рекомендательным и справочным аннотациям можно найти в учебниках и справочных изданиях (см. Приложение 3), а также в ГОСТе 7.9–95 Реферат и аннотация. Следует помнить, что в научно-вспомогательном и профессионально-вспомогательном БУ даются справочные аннотации, в рекомендательном – рекомендательные. Справочная аннотация состоит из 1–3 предложений, ориентирует в содержании, безоценочна, даётся на документ с неинформативным либо малоинформативным заглавием. Рекомендательная аннотация состоит из 9–13 предложений, должна содержать краткие характеристику содержания, структуры и других особенностей документа, их оценку. Возможно включение в текст аннотации цитаты из документа.

При аннотировании материалов социально-политического характера следует знать, что, создавая аннотации, например, на исторические источники, необходимо учитывать и отражать их характер (актовый материал, воспоминания, письмо и т. д.). Эта информация обязательно приводится в том случае, когда она отсутствует в библиографическом описании документа. Нередко при аннотировании документов социально-политического вида отражаются сведения внетекстового характера: об авторе, о качестве археографической обработки конкретного источника, при необходимости – сведения о его предыдущих публикациях, о месте хранения, об истории публикации/находки документа, о справочном аппарате издания и др.

Осуществляя аннотирование документов научно-технического содержания, следует помнить, что необходимо отразить задачу публикации, структуру и назначение документа. Кроме того, в данном случае аннотация должна особо чётко излагать содержание первичного документа – стандарта, промышленного каталога, патента, строительных норм и т. д. – и передавать глубину и детальность изложения материала. В аннотации необходимо отразить жанровые особенности документа (что это: теоретическое или экспериментальное исследование, каково его применение), раскрыть содержание таблиц, графиков, чертежей, фотографий, карт, приведённых в описываемом документе. В такого рода аннотациях крайне важно грамотно изложить новые производственные идеи, впервые полученные экспериментальные данные, впервые применяемые методы исследований. Форма представления аннотации на научно-технический документ может быть не только текстовая, но и табличная, графическая, схематичная. В данном случае справочная аннотация приближается к краткому реферату. В ней следует употреблять следующие маркеры:

Цель (документа, автора) –

Предложенный метод выгодно отличается …….

Преимуществом предложенного метода является ………..

Концепция (вывод) открывает возможности ………..

Предлагаемое решение базируется на ………..

Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в ………………

……… может быть использован в ……..

Основные результаты исследования показали (заключаются в, свидетельствуют) …………..

Этот способ имеет то преимущество, что ……….

Предлагаемый способ позволяет повысить (внедрить, реформировать) ………

Система может быть рекомендована в (для) …

……… может найти применение в …….

Аннотируя произведения художественной литературы, необходимо указывать сведения: о его литературном жанре; периоде, к которому относится творчество автора; об основной теме, идее и проблеме собственно произведения. Возможно дать характеристику места и времени действия описываемых событий; сообщить историю создания либо публикации (переиздания), цензуры произведения; указать на место аннотируемого произведения в творчестве данного автора либо в ряду произведений национальной литературы и т. д. В таком случае это будут аннотации, основанные на передаче содержания документа-произведения. При ином подходе могут быть рассмотрены и оценены качество публикации – полнота и точность текста, его перевода и т. д., источники создания текста, сведения об изменениях заглавия документа или авторского коллектива, включения документов в серию, принадлежности автора к определённой стране, литературной школе, политической партии и т. д.

Редактирование текста библиографического указателя. До передачи курсовой работы на проверку научному руководителю, студенту следует тщательно вычитать и отредактировать её самостоятельно. Необходимо пере­читать весь текст, проверить его с точки зрения стиля, убедительности и точности приводимых аннотаций, логичности изложения материала и соответствия библиографического описания документов указанным ГОСТам.

Оформление библиографического указателя. О требованиях к оформлению курсовой работы — см. соответствующий раздел «Методических указаний».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: