Работа над курсовой работой начинается с выбора темы и установочной консультации научного руководителя, в ходе которой определяется общая стратегия работы, обосновывается вид библиографического указателя, намечаются цели и задачи, составляется рабочий график его подготовки.
На основных этапах выполнения курсовой работы происходит:
Предварительное изучение темы библиографического указателя. Кроме установочной консультации научного руководителя, общее представление о теме помогут получить соответствующие разделы и рубрики научных, учебных, справочных изданий по выбранной отрасли знания: экономика, история, философия, реклама, менеджмент, маркетинг и т. д. Таким образом, весьма важным представляется детальное ознакомление с понятийным и терминологическим аппаратом, существом самой проблемы (к примеру – управленческой, технологической, исторической, экономической и т. д.), основными работами ведущих учёных в данной области, материалами дискуссий и научных конференций.
|
|
Изучение методики и технологии библиографирования. Прежде всего, следует изучить методику и технологию библиографирования по учебной литературе, затем изучить современные публикации, чтобы уточнить нововведения в этот процесс касательно предполагаемого вида библиографического указателя (см. Приложение 3).
Выявление источников информации по теме. Предварительно составляется список источников вторичной и первичной информации. Списки возможных источников вторичной и первичной информации даны в Приложениях 4, 5. Данные и другие источники информации следует проработать для выявления специальной литературы по теме курсовой работы. В качестве источников вторичной информации по теме выступают каталоги и картотеки библиотек, сайты библиотек и иных информационных учреждений, а также организаций, фирм, предприятий, их базы данных, библиографические пособия (как самостоятельные, так и несамостоятельные), указатели содержания журналов. К источникам первичной информации относят: периодические издания соответствующей отрасли или тематики, хрестоматии, антологии, сборники, труды научных конференций или учреждений соответствующего профиля и т. д.
Основные источники вторичной информации обследуются максимально полно и тщательно с целью наиболее полного выявления документов по теме библиографического указателя, а дополнительные – выборочно с целью контроля полноты выявления документов по основным источникам. Деление источников на основные и дополнительные довольно условно и определяется самим студентом-составителем. Круг источников может быть расширен за счёт привлечения источников информации по смежным областям знания. Особую значимость нередко приобретают такие источники дополнительной информации, как прикнижные, пристатейные списки литературы, библиографические ссылки в монографиях, историографические обзоры по теме библиографического указателя. Затем анализируют основные и дополнительные источники первичной информации.
|
|
Необходимо ведение «картотеки просмотренных источников», в которой отмечаются все просмотренные источники вторичной и первичной информации, вне зависимости от того, оказались они полезными для выявления документа в создаваемый библиографический указатель, или нет. «Картотека просмотренных источников» даёт представление об информационной базе готового библиографического указателя.
Составление рабочей картотеки/электронного списка литературы. Вышеперечисленные источники информации прорабатываются, по ним выявляются документы, отражающие тему. Каждый документ впоследствии просматривается de visu. На основе такого пристального изучения рабочая картотека/список литературы в электронном виде по теме пополняется и редактируется, происходит качественный отбор документов, непосредственно раскрывающих тему.
Рабочая картотека/список литературы включает в себя библиографические записи документов по теме, выявленных студентом (монографии, сборники научных трудов, материалов конференций, статьи из профессиональных/смежных тематически журналов, диссертации, ГОСТы, патенты, отчёты по НИОКР и др.). Библиографические описания должны обязательно соответствовать требованиям следующих стандартов:
§ ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
§ ГОСТ 7.12–93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;
§ ГОСТ 7.80–2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.
В ходе подготовки курсовой работы карточки с библиографическими записями/список литературы могут быть сгруппированы сначала в алфавите авторов и заглавий, затем – по разделам указателя (которые оговорены в проспекте библиографического пособия и утверждены преподавателем, однако в процессе работы могут корректироваться).
Целесообразно на карточках рабочей картотеки/в списке литературы проставлять шифры книг (это облегчит в дальнейшем заказ издания в библиотеке), а также другие рабочие пометки. Окончательный отбор изданий и публикаций для включения в библиографический указатель обычно проводится после их изучения de visu.
Отбор и изучение литературы. Изучаемую тему следует увидеть и представить во всей её глубине и многоаспектности. Естественно, помимо традиционных печатных изданий возможно включение в БУ изданий на нетрадиционных носителях.
Особое внимание следует обратить на критерии отбора литературы для включения её в библиографический указатель (БУ).
Различные виды библиографического указателя – научно-вспомогательный, рекомендательный, профессионально-вспомогательный – предполагают использование различных критериев отбора литературы:
Критерий | Научно-вспомогательный БУ | Рекомендательный БУ | Профессионально-вспомогательный БУ |
Содержательный (логический) | От общего к частному От простого к сложному | Наиболее информативный и качественный иллюстративный материал по частному аспекту темы | |
Формальный | Алфавитный Хронологический (прямая либо обратная хронология) | ||
Полноты отбора литературы по теме | Возможно более полная, сплошная выборка за указанный промежуток времени | Выборочный | Выборочный |
Таким образом, в научно-вспомогательном БУ представлена вся литература по теме за указанный период времени (1 год, 3 года…).
|
|
В рекомендательном БУ даётся рекомендация наиболее содержательных, информативных изданий, публикаций по теме.
Профессионально-вспомогательный БУ помогает профессионалу организовать практическую работу выявленными и охарактеризованными вспомогательными материалами: ориентирует в официальных изданиях, нормативно-производственных (ГОСТы, СНиПах, СанПиНах, патентах, должностных инструкциях, нормативах времени, руководствах по технике безопасности и эксплуатации техники/рабочего места и т. д.). Либо предлагает конкретные вспомогательные материалы для организации конкретного вида работ, например: в помощь учителю литературы для проведения урока «Картины природы в произведениях русских писателей XIX века» (выбор художественных произведений предусмотрен школьной программой) следует выявить иллюстративный материал: картины художников по теме, работы художников-иллюстраторов данных произведений, музыкальные произведения-иллюстрации, диафильмы, видеоматериал и т. д. и т. п. Так, специалисту-производственнику может потребоваться информация, содержащаяся в специфических видах документов (см. ГОСТ 1.7–2003 Издания. Основные виды. Термины и определения), о принципиально новых методах и формах работы, продуктах и услугах производства и т. д.
Уточнение структуры библиографического указателя. Предварительно составленный рабочий план на данном этапе уточняется и детализируется в соответствии с имеющимся материалом. Уточнённый вариант рабочего плана должен быть согласован с научным руководителем, должны быть внесены изменения в проспект БУ, проставлены дата изменений и подпись руководителя. Более подробно о структурных элементах курсовой работы – см. соответствующий раздел данных «Методических указаний».
Написание текста библиографического указателя. Аннотирование и/или реферирование выявленных документов. Курсовая работа должна продемонстрировать, что студент не только овладел знаниями в области библиографирования, навыком выявления литературы по теме, сумел изучить публикации специальной печати, но и умеет проаннотировать их.
|
|
Характеристику требований к рекомендательным и справочным аннотациям можно найти в учебниках и справочных изданиях (см. Приложение 3), а также в ГОСТе 7.9–95 Реферат и аннотация. Следует помнить, что в научно-вспомогательном и профессионально-вспомогательном БУ даются справочные аннотации, в рекомендательном – рекомендательные. Справочная аннотация состоит из 1–3 предложений, ориентирует в содержании, безоценочна, даётся на документ с неинформативным либо малоинформативным заглавием. Рекомендательная аннотация состоит из 9–13 предложений, должна содержать краткие характеристику содержания, структуры и других особенностей документа, их оценку. Возможно включение в текст аннотации цитаты из документа.
При аннотировании материалов социально-политического характера следует знать, что, создавая аннотации, например, на исторические источники, необходимо учитывать и отражать их характер (актовый материал, воспоминания, письмо и т. д.). Эта информация обязательно приводится в том случае, когда она отсутствует в библиографическом описании документа. Нередко при аннотировании документов социально-политического вида отражаются сведения внетекстового характера: об авторе, о качестве археографической обработки конкретного источника, при необходимости – сведения о его предыдущих публикациях, о месте хранения, об истории публикации/находки документа, о справочном аппарате издания и др.
Осуществляя аннотирование документов научно-технического содержания, следует помнить, что необходимо отразить задачу публикации, структуру и назначение документа. Кроме того, в данном случае аннотация должна особо чётко излагать содержание первичного документа – стандарта, промышленного каталога, патента, строительных норм и т. д. – и передавать глубину и детальность изложения материала. В аннотации необходимо отразить жанровые особенности документа (что это: теоретическое или экспериментальное исследование, каково его применение), раскрыть содержание таблиц, графиков, чертежей, фотографий, карт, приведённых в описываемом документе. В такого рода аннотациях крайне важно грамотно изложить новые производственные идеи, впервые полученные экспериментальные данные, впервые применяемые методы исследований. Форма представления аннотации на научно-технический документ может быть не только текстовая, но и табличная, графическая, схематичная. В данном случае справочная аннотация приближается к краткому реферату. В ней следует употреблять следующие маркеры:
Цель (документа, автора) –
Предложенный метод выгодно отличается …….
Преимуществом предложенного метода является ………..
Концепция (вывод) открывает возможности ………..
Предлагаемое решение базируется на ………..
Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в ………………
……… может быть использован в ……..
Основные результаты исследования показали (заключаются в, свидетельствуют) …………..
Этот способ имеет то преимущество, что ……….
Предлагаемый способ позволяет повысить (внедрить, реформировать) ………
Система может быть рекомендована в (для) …
……… может найти применение в …….
Аннотируя произведения художественной литературы, необходимо указывать сведения: о его литературном жанре; периоде, к которому относится творчество автора; об основной теме, идее и проблеме собственно произведения. Возможно дать характеристику места и времени действия описываемых событий; сообщить историю создания либо публикации (переиздания), цензуры произведения; указать на место аннотируемого произведения в творчестве данного автора либо в ряду произведений национальной литературы и т. д. В таком случае это будут аннотации, основанные на передаче содержания документа-произведения. При ином подходе могут быть рассмотрены и оценены качество публикации – полнота и точность текста, его перевода и т. д., источники создания текста, сведения об изменениях заглавия документа или авторского коллектива, включения документов в серию, принадлежности автора к определённой стране, литературной школе, политической партии и т. д.
Редактирование текста библиографического указателя. До передачи курсовой работы на проверку научному руководителю, студенту следует тщательно вычитать и отредактировать её самостоятельно. Необходимо перечитать весь текст, проверить его с точки зрения стиля, убедительности и точности приводимых аннотаций, логичности изложения материала и соответствия библиографического описания документов указанным ГОСТам.
Оформление библиографического указателя. О требованиях к оформлению курсовой работы — см. соответствующий раздел «Методических указаний».