МОДУЛЬ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Семинар 1. Тенденции развития современного образования (4 часа)
1. Теоретические подходы к пониманию образования:
– образование как процесс;
- образование как результат;
- образование как система;
- образование как социальный институт;
- образование как услуга;
- образование как ценность.
2. Глобализация и интернационализация образования: преимущества и недостатки.
3. Болонский процесс и его влияние на развитие образования в Европе и России.
4. Модернизация российского образования. Изменение технологий образования.
5. Проблема индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
6. Стандартизация образования и ее проблемы.
7. Стандарт профессиональной деятельности в области образования и его внедрение в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. Ред. М.В. Ларионова. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 152 с. (pdf). http://www.hse.ru/
2. Аналитический обзор состояния и международных тенденций развития систем образования № 7 (январь – март 2004 г.) // http://charko.narod.ru/index17.html
3. Бауэр Е.А. Реакция на Болонские реформы в системе образования Западной Европы // Педагогика. – 2011. - № 1. С. 109.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2003. 304с.
5. Василенко Н.В. Теоретические модели современных систем образования. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - №71. // http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-modeli-sovremennyh-sistem-obrazovaniya#ixzz4KdDNymfT
6. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. – 2000. – № 2. – с.105-107.
7. Вульфсон Б. Л. Высшее образование на Западе на пороге ХХI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. — 1999.— №2.— С. 84-95.
8. Вульфсон Б.Л. Миграционные процессы в современном мире и образование // Педагогика. – 2011. - № 1. С. 103.
9. Данилова Л.Н. Откуда в Россию пришел ЕГЭ: организация национальных экзаменов за рубежом // Школьные технологии. - 2010. - № 5. С. 116
10. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «педагогика и психология», «педагогика» / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2010. – 240 с.
11. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 240 с.
12. Кадырова Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования. – Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3 – С. 69–71.
13. Мясников В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Педагогика. — 1999.— №1.— С. 85-89.
14. Мясников В.А., Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Образование в глобальном измерении: монография. – М.: ИТИП РАО, 2009. – 512 с. (pdf) // http://window.edu.ru/library/pdf2txt/956/70956/47963
15. Мясников В.А., Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике. – М.: ИТИП РАО, 2008. – 144 с. // http://window.edu.ru/library/pdf2txt/957/70957/47964/page5
16. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с. http://www.anovikov.ru/books/post_obr.pdf
17. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с. // http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120409000614.pdf
18. Ясницкий Л.Н. Современные проблемы науки: учебное пособие/ Ясницкий Л.Н., Данилевич Т.В.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 295 c.
Интернет-ресурсы:
19. http://studme.org/
20. http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin21.html
21. Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082.
Семинар 2. Проблема качества современного образования
1. Качество образования: понятие, критерии, показатели.
2. Основные подходы к процедуре диагностики качества образования в России и за рубежом.
3. Международные программы оценки качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
4. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2002. № 7. С. 88-95.
5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
6. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.,2002.
7. Заграй Н.П., Пуховский В.Н., Синявская И.А. Критерии и показатели качества образования. // Инженерное образование. – 2005. - №3. – С.36 – 43 // http://aeer.ru/files/io/m3/art_6.pdf
8. Закон об образовании в Российской Федерации // http://www минобрнауки.рф./документы/2974.
9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М..1994.
10. Маминов С.В. Мониторинг качества образования: основные понятия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13160 (дата обращения: 19.11.2016).
11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования? // http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm
12. Онокой Л.С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования. // Социс. 2004. №2.
13. Поливанова К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования. Учебное пособие - М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2012. - 154 с. http://www.klex.ru/gec
14. Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах / Авт.-сост. Гаврилова Т.Н. и др. Ярославль, 1999.
15. Хайруллин И.Т. Сравнительная педагогика: Краткий конспект лекций / И.Т. Хайруллин,; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 118 с.
16. Хуторской А.В. Современная дидактика. М.,2007.
Интернет-ресурсы
http://www.rusregister.ru/services/education-quality-assessment
http://oko44.ru/oko/studies/international/ICCS