ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
С.О. КУШУ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
КРАСНОДАР-2015
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый менеджмент представляет собой систему рационального и эффективного использования капитала, направленную на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала. Предмет курса «Финансовый менеджмент» определяется финансовыми задачами компании, основными из которых являются обеспечение платежеспособности; определение объема и поддержание оптимальной структуры активов предприятия; конструирование механизма получения чистой прибыли; определение структуры капитала; определение структуры и объемов инвестиций и схем их финансирования. В рамках курса углубляется исследование механизма принятия решений, необходимых для выработки финансовой стратегии и тактики компаний.
Целью изучения курса «Финансовый менеджмент» является формирование у студентов современного экономического мышления, позволяющего обосновывать управленческие решения и организовать их реализацию на уровне компании. Для современного менеджера необходимо изучение основных понятий финансового менеджмента, приемов управления финансовыми ресурсами компании. Назначение дисциплины — подготовить будущего специалиста к профессиональной работе в управленческих структурах коммерческих и некоммерческих предприятий, региональных органах управления на должностях, требующих базового высшего экономического образования.
|
|
Задачами курса являются: изучение методов мобилизации и распределения капитала с учетом риска и доходности, контроля и регулирования денежных потоков, финансового планирования, методики анализа финансовой деятельности компании и расчета конкретных показателей.
В учебном пособии раскрываются финансовые проблемы предприятий в условиях нового этапа рыночных реформ. Рассматриваются экономическое содержание финансового менеджмента, его роль и принципы организации, задачи и функции финансовой службы предприятия.
ТЕМА 1: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Цель и функции финансового менеджмента
При определении цели и задач компании очень важно четко сформулировать ее миссию, которая означает путь жизни компании. Цель формулируется исходя из миссии компании.
Для достижения основной цели необходимо решение более частных задач. Например, для роста рентабельности может понадобиться повышение потребительских свойств продукции на единицу затрат, улучшить гарантийное обслуживание и т.д.
Надо отметить, что перечень целей и задач, которые преследует компания, осуществляя свою финансово-хозяйственную деятельность, очень широк:
|
|
-рост объемов производства и реализации;
-максимизация прибыли;
-минимизация расходов;
-выживание компании в условиях конкурентной борьбы;
-лидерство в борьбе с конкурентами;
-максимизация рыночной стоимости компании;
-обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Это только некоторые из целей, которые мы могли бы перечислить. Следовательно, каждая из этих возможностей представляет проблемы, которые являются задачами финансового менеджера.
Максимизация прибыли будет, вероятно, наиболее распространенной постановкой задачи, но даже это не является очень точным определением.
Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенденцию принадлежать к двум классам. Первый относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится к различным способам получения или увеличения прибыли. Вторая группа, включающая избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска. К сожалению, эти два типа целей в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать одновременно безопасность и прибыль. Поэтому необходима цель, одновременно включающая оба фактора.
Значение финансового менеджмента в корпорации настолько велико, что сбои в его организации могут привести к банкротству. Среди наиболее общих причин банкротства предприятий можно назвать следующие:
-нерациональная структура капитала;
-большой объем долгосрочных инвестиций;
-длительные сроки погашения дебиторской задолженности;
- предоставление чрезмерных скидок при продаже продукции в кредит;
-нехватка оборотных средств;
-чрезмерная кредиторская задолженность;
-неэффективное управление денежными потоками.
Финансовый менеджмент заключается в принятии решений, направленных на приобретение, финансирование и управление активами и источниками финансирования, направленных на максимизацию стоимости компании.
Таким образом, основные функции финансового менеджмента можно свести к четырем крупным группам.
1. Инвестиционные решения. В процессе планирования финансовый менеджер определяет потребность в инвестициях, доходность которых должна быть выше, чем стоимость их приобретения. Эффективность таких решений в немалой степени зависит от характера деятельности предприятия.
2. Оптимизация состава и структуры привлекаемого долгосрочного капитала. После оценки общего объема инвестиций финансовый менеджер должен определить не только способы рационального использования собственных средств, но и возможности привлечения дополнительных денежных средств кредитного и фондового рынков.
Важной задачей финансового менеджера является поиск источников долгосрочного финансирования инвестиций, управление составом и структурой используемого капитала. В качестве источников финансовых ресурсов на любом предприятии используются как собственные, так и привлеченные средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предварительно оценив стоимость этих ресурсов, степень риска, возможное влияние на финансовое состояние предприятия.
3. Краткосрочные финансовые решения. Краткосрочные финансовые решения, в отличие от долгосрочных, касаются притоков и оттоков денежных средств в течение года или в срок менее года. Обычно в этом случае подразумеваются вопросы, связанные с управлением оборотным капиталом. Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется, что предполагает возвращение средств после каждого производственного цикла или кругооборота, включающего производство продукции, ее реализацию, получение выручки. Кругооборот капитала совершается непрерывно, непрерывно происходит и постоянная смена авансированной стоимости.
|
|
Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, то от их организации зависит процесс производства и финансовая устойчивость предприятия.
4. Бюджетирование. Бюджетирование представляет собой систему управления корпорацией посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов, полностью отражающих в стоимостных показателях основные направления деятельности корпорации. Именно такой подход реализуется в технологиях бюджетного управления, составляющих ядро управленческого механизма большинства современных успешных компаний. Бюджетирование означает принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.
Таким образом, стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие корпорации, ставит перед менеджментом российских предприятий сложную задачу овладения методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями корпорации и корпорации с внешней средой.
Описанные выше четыре сферы применения финансовых методов в корпоративном управлении — долгосрочные инвестиции, структура капитала и управление оборотным капиталом — включают в себя достаточно широкие категории. Для успешной работы предприятия в условиях жесткой деловой конкуренции необходима эффективная организация финансового менеджмента, которая позволит добиться ощутимых экономических результатов.