При перефразировании клиент убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках.
Цели перефразирования:
• показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
• выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
• проверить правильность понимания мыслей клиента.
При перефразировании надо помнить три правила:
1. Перефразируется основная мысль клиента.
2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.
В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания клиента. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования.
|
|
Отражение чувств
Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.
Принципы отражения чувств:
1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.
2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.
3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:
• вызывают проблемы в консультировании или
• могут поддержать клиента, помочь ему.
4. Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования.
5. Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны.