Пчева – село бурлацкое

Опубликовано в газете

«Любимый город Кириши»

16 октября 2010 г.

Автор: Виктор Бабуркин

На высоком живописном берегу Волхова раскинулось старинная русская деревня – Пчева. Никто точно не знает, когда она возникла, но упоминается аж ещё со времён посещения варяжских гостей. Места здесь на Волхове когда – то были порожистые, и переход по перекатам занимал очень много времени. После Городища, идя вверх по течению и потратив ещё день на преодоление пчёвских порогов, купцы останавливались в селе Пчева для отдыха и пополнения хлеба. Местные жители занимались «печевой» хлебов, лоцмановским промыслом и бурлачили. Бурлаков набирали на определённый рейс или на «всюлетнюю» работу. Перед отправкой в путь бурлаки обязаны были выполнять подготовительные работы: судоремонтные, перегрузочные и «такелажные». В договорах указывались обязанности сторон и условия оплаты труда. В ХVIII веке, например, в трудовых договорах речники – наёмники назывались иначе: работные люди, судовые наймиты и бурлаки. Впервые слово «бурлак» встречается в документах о Булавинском восстании 1707 – 1708 годов. Однако, ошибочно представлять, будто бурлаки весь путь шли по берегу, таща за бичеву тяжёлые суда. Суда таскали по Волхову и при помощи конной тяги. Лошади шли вдоль бичёвника, прибрежной полосы шириной в 20 метров. Бурлаки ставили и паруса, когда дул попутный ветер, гребли вёслами, работали иногда и шестами. Особенно трудно было продвигать судно против течения, в сторону Новгорода, когда не было ветра в парусах. Внутри бурлацкой артели имелось своеобразное разделение труда. Старший из них «водолив», он же плотник, отвечал за подмочку товара; лоцман отвечал за управление судном; «шишка», передовой в лямке, и двое «косных», которые находились в хвосте. Рядовые бурлаки разделялись на коренных, взятых на всю путину с задатком, и добавочных, нанятых временно, без срока и без задатка. Постоянных норм оплаты труда не существовало. Заработок зависел от наличия предложений, длины рейса, количество клади на одного человека, способов передвижения, погоды и других условий. Сохранились документальные свидетельства об оплате труда российских бурлаков. «Вилка» их заработка в середине ХVII века составляла от 3,8 до 8,5 копеек в день. Для полноты картины приведём цены на продовольствие и одежду того времени. «Пуд (16 кг) ржи стоил от 3 до 3,5 копеек, яйца – 1 копейка за полтора десятка, молоко от 5,5 до 8 копеек за ведро, овца от 12 до 18 копеек, рыба от 25 до 34 копеек за пуд, водка в кабаках стоила от 8 до 13 копеек за штоф (1/8 ведра), что равнялось 1, 537375 литра. Рубаха и портки – 25 копеек, штаны сермяжные – 10 копеек,, сапоги простые от 13 до 19 копеек, лапти – 2 копейки, кафтан сермяжный – 45 копеек». Сермяжная одежда на Руси использовалась бедным крестьянством. Она шилась из грубого толстого сукна домашнего приготовления. Возле перекатов и порогов, где иногда перегружались суда, роились кабаки, куда обычно и утекали скудные заработки бурлаков и лоцманов. Правда, в некоторых договорах имелся пункт о запрете употреблять спиртные напитки во время рейса.

Поселение, если в нём имелась церковь, в старые времена называлось - селом, а при отсутствии её – деревней. Выходит, что уже в те далёкие времена, в Пчеве была церковь. Они ветшали и на смену им строились другие. На деревянном кресте, хранившемся в одной из последних построенных в ХVIII веке церквей, было написано, что «крест устроен в 1752 г. в деревню «Печву» по обещанию святому Модесту патриарху Иерусалимскому». Следовательно, по одной из версий, название Пчева есть искаженное от старинного слова Печва или Печева, от глагола «печь». Это определение имеет право быть, хотя напрашивается и другая версия. Слово «Печева» очень уж созвучна слову «Бичева» - от названия бурлацкого снаряжения. Это одна из загадок, которую нам оставило древнее село. Язык никак не поворачивается назвать Пчеву деревней или поселением, тем более, что «атрибутика» села волей и стараниями жителей соблюдена – на местном кладбище появилась часовня, преемница уничтоженной в Великую Отечественную войну кладбищенской церкви Святого Модеста, которая ждёт своего часа её освящения. В молодости Модест был пастухом. В народе его считали хранителем скота, так как он прославился их исцелением. В последствии он стал архиепископом Иерусалимским. Жил Модест на рубеже III - IV веков и был казнен за отказ поклоняться языческим богам, а память его отмечается 31 декабря (по новому стилю). Иконы Святого Модеста, где он изображался со скотом, были долгое время популярны на русском Севере.

Жители Пчевы очень надеются, что священнослужители епархии доброжелательно отнесутся к свершившемуся факту и выполнят свой священный православный долг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: