• Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра: «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было».
• Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь): «Наш день», «Поможем мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь».
Приложение II
Дополнительный материал к занятиям
Дополнительный материал к занятиям позволяет расширить содержание обучения дошкольников. Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Количество и счет
Если ребенок овладел содержанием программного материала и проявляет активный интерес к счету, то можно увеличить числовой предел и ввести цифровое обозначение чисел, используя традиционную методику.
Величина
Увеличение числового предела позволяет предлагать детям для сравнения и установления сериационного ряда большее количество предметов, сохраняя контрастность между ними (размер демонстрационного материала приблизительно 3 см, раздаточного материала приблизительно 2 см).
|
|
По данным ряда исследований, в дошкольном возрасте дети могут выделить массу среди других признаков предметов и произвести сравнение по этому признаку. Это свидетельствует о возможности развития у детей барического чувства – чувства веса.
Продолжая начатую в младшей группе работу по развитию у детей представлений о массе предметов, в средней группе воспитатель решает следующие задачи:
• развивает точность восприятия, учит определять массу предметов, «взвешивая» их на ладонях (в руках);
• обучает умению определять равенство и неравенство предметов по их массе (по образцу);
• учит располагать 3–4 предмета в возрастающем и убывающем порядке и понимать относительность массы при сравнении предметов (один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого);
• обучает сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов.
Обучая детей располагать предметы по тяжести в возрастающем и убывающем порядке, сначала берут 3 предмета, например, 3 куба: 2 красных массой 300 г и 150 г и 1 синий массой 150 г. После попарного сравнения кубов по тяжести организуют игровое упражнение «Найди пару».
В дальнейшем для сравнения детям предлагают 3 разных по весу предмета, например, кубы массой 100, 200 и 300 г. Дети поочередно сравнивают кубы по тяжести, «взвешивая» их на ладонях, расставляют в возрастающем или убывающем порядке, после чего рассказывают о тяжести каждого предмета относительно другого, используя слова самый тяжелый, легче, самый легкий.
|
|
Для проверки правильности результатов сравнения можно использовать чашечные весы.
Необходимо систематически обращать внимание на речь детей, использование ими специальных понятий для характеристики тяжести предметов и описания своих действий.
Форма
В средней группе продолжается работа по накоплению у детей сенсорного опыта в ходе ознакомления с геометрическими фигурами (обведение контура фигур осязательно-двигательным путем; перевод одной из граней пространственной фигуры на плоскость; построение плоских фигур с помощью палочек, веревочек). Детям предлагают простые задания на объединение и дополнение фигур по образцу, составление предметов из нескольких частей (например, из кругов и полукругов составить кошку, мышку, медвежонка и т. д.). Подобные упражнения учат детей подбирать и соотносить части по форме, размеру и пространственному расположению.
Уделяется внимание совершенствованию представлений детей о линиях, с середины года их начинают знакомить с ломаной линией (на сенсорном уровне). Дошкольникам можно предложить задания на моделирование линий с помощью подручного материала или пластилина.
В конце года можно попробовать вместе с детьми конструировать фигуры, например, куб по готовому макету, что тоже способствует накоплению зрительных представлений о геометрических фигурах.
Полезно предлагать задания на конструирование несложных построек из пространственных фигур как по образцу, так и по их плоскостному изображению, предварительно научив детей анализировать постройки и подбирать соответствующие объемные фигуры знакомыми способами (обследование, «подкладывание» плоской фигуры к объемной и т. д.).