В республиканский период деятельность юристов имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.
В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката). Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил — regulae (Марк Порций Катон). Квинт Муций Сцевола (I век до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах, Сервий Сульпиций Руф (I век до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта.
Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II век до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, что они «основали цивильное право». Выдающимся юристом был также Цицерон (I век до н. э.).
|
|
Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I-III вв. н.э.), признаваемый за классический. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон. Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле. Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius), новое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum — справедливого и доброго.
Сенатусконсульты
В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената. С I до середины III века н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил. Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора.
Императорские конституции
Установлено: что бы император ни постановил посредством письма или подписи или предписал, рассмотрев дело, или просто высказал, или предусмотрел в эдикте, — все это является законом
|
|
Можно вывести четыре основные формы конституций, которые издавались в эпоху принципата:
эдикты — общие распоряжения (отличие от эдиктов магистратов в том, что в последних содержались программы деятельности, в то время как императорские эдикты включали в себя постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);
декреты — решения по судебным делам;
рескрипты — ответы на вопросы, адресованные к императорам;
мандаты — указания для чиновников по административным и судебным вопросам.
В период домината основной формой закона остается императорский эдикт, поскольку мандаты перестают издаваться, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отдельных случаях.