Обычное право
Обычай осуществлялся когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.
С усилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение.
С установлением римского мирового господства обычай стал выполнять новые задачи — именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного права.
Наряду с прежним обычаем появляется новый — судебный, и судебная практика.
В эпоху принципата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Юлиан намечает и образующие обычай признаки — давнее применение и молчаливое согласие общества. В начале домината было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы.
|
|
Закон
В древнем Риме законом являлось решение комиция — народного собрания (populus) того или иного вида. Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства:
— Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.
— Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его.
— Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената.
Формулировка принятых законов распадалась на три части:
— надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона.
— rogatio — содержание самого закона.
— санкция (sanctio). Последняя содержала гарантии соблюдения закона.
Со стороны этих гарантий различались:
— leges perfectae — законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным.
— minus quam perfectae – законы, боровшиеся с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самых актов.
— leges imperfectae – законы, содержащие только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями.
Эдикты магистратов
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).
|
|
Эдикты преторов послужили источником образования особой системы права.
В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу.
Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта — edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано.