Зал №7. Гончаровский зал

В зале представлена уникальная мебель из калужского имения Гончаровых- Полотняный завод. Термин «Полотняный завод» требует краткого(не пространного) объяснения. В начале 18-го века, под Калугой, на реке Суходрев предком Натальи Николаевны- её прапрадедом Афанасием Абрамовичем Гончаровым была построена фабрика по производству полотна, а затем ещё одна по производству бумаги. Это производство приносило прибыль и доход дворянской семье Гончаровых. Рядом с производством была возведена обширная усадьба.

Сохранившаяся мебель усадьбы Гончаровых: два кресла и книжный шкаф в модном для того времени стиле «жакоб»(Россия. Конец 18-го века), дамский письменный стол(Франция. Конец 18-го века), стул(Россия. Конец 1770-х). О знаменитом крепостном оркестре А.Н.Гончарова напоминает восковая модель, сделанная крепостными мастерами. Зелёные и коричневые костюмы музыкантов отвечают моде конца 18-го века. В центре композиции находилась утраченная в начале 1920-х гг. фигурка жены Афанасия Николаевича Надежды Платоновны, сидящей за клавикордами.

И эту замечательную мебель, и восковую модель оркестра могла ещё девочкой видеть Наташа Гончарова. Её детские годы прошли в калужской усадьбе дедушки Афанасия Николаевича Гончарова. Так можно перейти к показу семейных портретов Гончаровых.

Семейные портреты Гончаровых.

Почти все портреты, поступившие в музей, ранее находились в Полотняном заводе и украшали кабинет Афанасия Николаевича Гончарова (показать портрет). Миниатюрные детские портреты Дмитрия, Александры и Ивана, очевидно, были присланы Афанасию Николаевичу из Москвы, куда семья его сына Николая Афанасьевича переехала из гончаровской усадьбы в 1814 году. В письмах из Полотняного завода он настоятельно просит прислать «милые рожицы» внуков, которых нежно любил. Сохранилась и деревянная рамка, которую, как гласит семейная легенда, их дед сделал своими руками.

В показе семейных портретов представлено две темы. Тема: Наталья Николаевна и её семья: отец, мать, её братья и сёстры. Другая тема: сватовство Пушкина.

В данной экскурсии предпочтение отдано теме: Наталья Николаевна и её семья. Раскрыть её можно пересказав эпизод, связанный с приездом в Москву из калужской усадьбы деда 6-ти летней Наташи. В этом рассказе будут задействованы все семейные портреты.

Гончаровы жили в собственном доме в Москве, на Большой Никитской. Маленькая Наташа по просьбе дедушки Афанасия Николаевича осталась в усадьбе Полотняный завод. Дед души не чаял во внучке. Наташа росла подобно сказочной принцессе в волшебном царстве. Самые дорогие и затейливые игрушки. От нарядов ломились сундуки. На каждом шагу предлагались разнообразные и изысканные лакомства, так что пропадал аппетит. В одно мгновенье всё переменилось. На шестом году Наташу вернули в родное гнездо. Событие, связанное с переменой участи, навсегда врезалось в её память… Стояла зима. Девочку, укутанную в дорогую соболью шубку, на руках вынесли из возка и доставили прямо в гостиную. Братья и сёстры(показать портреты), а так же отец(показать портрет Н.А.Гончарова) с любопытством разглядывали её. Мать(показать портрет Н.И.Гончаровой) сдержанно поцеловала девочку. И, с неудовольствием оглядывая дорогой наряд, сказала: «Это преступление - приучать ребёнка к такой роскоши!» Нянюшкам было строго приказано: ребёнка от всего привитого в дедовском доме без сожаления отучить. Не прошло и двух дней, как дорогая шуба, предмет общего восхищения детей, была изрезана на муфточки и палантинки для трёх сестёр. Между тем дедушкино обожание ничуть не отразилось на тихом и кротком характере ребёнка. Внезапная перемена отношения к ней со стороны взрослых не озлобила девочку. Терпение, смирение, любовь к ближним - такими качествами была наделена Наташа, ставшая сначала невестой, а затем женой А.С.Пушкина.

Переход к теме писем.

24-го февраля Пушкин пишет деду жены Афанасию Николаевичу Гончарову, извещая его о состоявшейся свадьбе. Родственники жены ожидали, что после свадьбы Пушкин с женой совершит поездку в Полотняный завод, но он вежливо устраняется от такого визита: «Долг наш и желание были бы ехать к вам в деревню, но мы опасаемся вас беспокоить и не знаем, в пору ли будет наше посещение». Наталья Николаевна делает приписку к письму мужа. Это первое известное письмо Натальи Николаевны, которое она подписывает фамилией Пушкина. Это было и первое письмо, написанное Пушкиным на бумаге Полотняного Завода с водяными знаками «АГ. 1830», то есть с инициалами адресата. Ею пользовались все в семействе Гончаровых, а со времени свадьбы и до конца жизни и Пушкин будет писать на гончаровской бумаге.

Зал № 8.

«Москва тряхнула стариной, веселье за весельем…»(из письма А.Я.Булгакова к брату с Санкт-Петербург, 23 февраля 1831 года).

Свадьба поэта совпала по времени с древним, языческим праздником, праздником Масленицы. Масленица длится ровно неделю. За Прощёным воскресеньем наступает Великий пост. В пост прекращалось веселье, балы, маскарады. Москва затихала.

Центральная работа для показа в этом зале, завершающем экспозицию первого этажа- литография Огюста Кадоля «Большой Каменный мост». На литографии представлено санное катание по замёрзшему льду Москвы-реки.

В последний день Масленицы Пашковы пригласили Пушкиных на санное катание. Почти 40 участников разместились в трёх больших санях. После катания потчевались блинами(традиционным угощением на Масленицу) у Пашковых.

«Я не люблю московской жизни. Здесь живи не как хочешь - а как тётки велят…». Решение Пушкина покинуть Москву.

15-го мая 1831-го года, прожив почти 3 месяца в доме на Арбате, молодожёны отправились в Петербург. Это было своеобразное «свадебное путешествие» и единственная совместная поездка четы Пушкиных. Добирались они трое суток. Для Натальи Николаевны это было первое большое путешествие в сознательном возрасте. Они преодолели 722 версты с остановками для смены лошадей на 27-ми почтовых станциях в пределах четырёх губерний - Московской, Тверской, Новгородской и Петербургской.(Можно обратить внимание группы на интересный документ: маршрут из Москвы в Петербург). Прибыв в Петербург 18-го мая, Пушкины поселились на наделю в знаменитой петербургской гостинице Демута.

25-го мая, в канун своего дня рождения Пушкин привёз Наталью Николаевну в Царское Село. Мысль поселиться с Натальей Николаевной, именно, в Царском Селе пришла Пушкину уже через полтора месяца после свадьбы, когда стало очевидным, что в Москве с тёщей ему не ужиться. Дача заранее была снята П.А.Плетнёвым на условиях, которые изложил ему Пушкин.

Виды Царского Села на литографиях художника Мартынова А.Е.: Камеронова галерея, Беседка Большой каприз.

«Волшебные места, где я живу душой…» Лицей - место, овеянное отроческими и юношескими воспоминаниями поэта. «И где взлелеянный природой и мечтой, я знал поэзию, весёлость и покой».

День Пушкина начинался рано с утренней прогулки и купания. Затем он работал до середины дня, после чего следовала послеобеденная прогулка с Натальей Николаевной. Посмотреть на них стекались любопытные. А.О. Россет вспоминала, «что летом 1831-го года в Царском Селе многие нарочно ходили смотреть на Пушкина, как он гулял под руку с женой…».

За неполные шесть лет петербургской жизни Пушкины жили на семи квартирах и трёх дачах. Самая счастливая и безмятежная пора связана с Царским Селом, где они провели пять месяцев 1831-го года - лето и лучшую часть осени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: