Типы людей

Личность есть системное социальное качество человека.

2. Социальные качества человека:

1) целенаправленная деятельность;

2) социальные статусы и социальные роли;

3) ценности и нормы;

4) знания;

5) содержание и уровень профессионально подготовки;

6) мировоззрение, ценностные ориентации;

7) мера социальной активности и самостоятельности.

3. Социология изучает человека, как личность, в аспекте его связей с социумом, включенности в общественные институты.

4. Всеобщее в личности представлено родовыми социальными качествами;

особенное - мерой их персонификации индивидом;

единичное - характерными для конкретной личности свойствами, качествами, определяющими ее индивидуально-неповторимый облик, манеры, стиль.

5. Личность в социологии понимается как объект и субъект социальных связей, отношений.

6. Личностные качества человека не являются врожденными. Личностью становятся, включаясь в социальный мир. Личность не является статичной, неизменной, она изменяется и развивается.


ЛИЧНОСТЬ- это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих его как члена общества или общности.

Основные факторы, определяющие социальную сущность личности

• накопленные обществом знания, опыт, обычаи, традиции; • совокупность общественных отношений; • общественная мораль; • государственное право; • социальный статус и социальная роль личности в обществе.
• социально-исторический; • социально-классовый; • профессиональный (рабочий, инженер, бизнесмен); • этно-национальный (русский, украинец, татарин); • гражданский (китаец, россиянин, американец); • расовый (негроид, европеоид, монголоид); • общесоциальный (городской, деревенский жители, молодежь, пенсионеры); • психоневрологический (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).

На процесс формирования личности влияют биологические, физические и социальные факторы:

1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.

Обобщенно можно сказать, что человек представляет собой многоуровневую систему, опирающуюся на частные понятия «родовой человек», индивид, индивидуальность и личность, которые фиксируют сущность человека и личности.


СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ как СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (общая для психологии и социологии) на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидных) и единичных (уникальных) качеств.

1) система общего ориентирования - направляет поведение человека во времени и пространстве (жизненные смыслы, ориентации и стратегии);
2) система мотивации - оказывает стимулирующее и активизирующее воздействие на его поведение (потребности, интересы и мотивы);
3) система целеполагания и волевого решения - обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующими решениями (цели и решения);
4) технологическая система - обеспечивает реализацию его ориентации необходимыми способами и средствами деятельности (поведенческие технологии);
5) поведенческая система - раскрывает потенциал субъекта в поведении (реальные акты поведения);
6) рефлексивная система - регулирует и контролирует как сам «запуск», так и другие стадии деятельности (рефлексивное отражение).

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

( человек рассматривается как система нужд, а общество - как система запретов (табу)

низший слой (Оно-Ид) - бессознательные импульсы, «родовые воспоминания» - сфера подсознательного (бессознательного) (врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии) - биологическая составляющая. Здесь особо выделяются либидозная (интимные побуждения) и агрессивная составляющие. Подсознанием правит принцип удовольствия;
средний слой (Я - Эго) - сфера сознания (исполнительный орган личности, посредник между запросами организма и условиями среды). Главное его предназначение - сохранение и воспроизводство организма - психологическая составляющая. Здесь управляет принцип реальности, заставляющий человека слушаться рассудка.
верхний (Сверх-Я - Супер-Эго) - оценочный компонент, складывающийся под воздействием общества (нормы общества, воспринятые человеком), развивающая система личности, осуществляющая функции морального самоконтроля и репрезентирующая ценности и идеалы общества - социальная составляющая.Сверх-Я ” - это внутренний “надзиратель”, “критик”, источник нравственного самоограничения личности. Этот слой психики личности формируется в основном бессознательно в процессе воспитания, проявляясь в виде совести.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по П.Сорокину

Большую часть человеческой личности занимает Оно (бессознательное). Над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в горизонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. Наверху находится сверхсознание - сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в результате которой осуществляется укоренение человека в абсолютные ценности.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по Карла Юнга

(личность состоит из нескольких дифференцированных систем)

•бессознательное, которое многослойно и состоит из двух слоев: - личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы («ядро» этого слоя - организованная группа чувств и инстинктов); - коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы* - врожденный и более глубокий слой; • эго (сознательный ум, центр сознания); • установки (интроверсия и экстраверсия); • самость (центр всей личности); • функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция). * архетипы - универсальные мыслительные формы или идеи, древние фундаментальные структуры, составляющие социальный генокод, сформированный множеством поколений.

СТРУКТУРА СФОРМИРОВАВШИЙСЯ ЛИЧНОСТИ, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов:

«Я - сам» - это объект самосознания, самопонимания. «Я - меня» - рефлексия на оценки других и общество в целом

Амер. Ч.Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий - интеракций (концепция зеркального «Я»).

1) представления о том, как другие ВИДЯТ меня 2) представления о том, как другие ОЦЕНИВАЮТ меня 3) ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня

Ряд ученых видят структуру личности как совокупность человеческих потребностей


Обобщая, в структуре личности выделяют три уровня:

1) биологический внешние данные, здоровье, темперамент, влечения.
2) психологический ощущения, характер, эмоции и воля, память, интеллект.
3) социальный или социокультурный • опыт, интересы, идеалы, убеждения, направленность, склонности, потребности, социальный опыт, привычки, знания и умения, навыки.  

В качестве важнейших компонентов в структуре личности выделить:

сознание,

деятельность,

культуру,

социальные статусы и

социальные роли.

СОЗНАНИЕ -функция мозга, сущность которой заключается в адекватном отражении внешнего мира в чувственных и умственных образах.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ сознательной и целенаправленной активности человека, реализуемой посредством культуры в едином социальном пространстве.
КУЛЬТУРА (в социологии) - это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах...)
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - это положение, занимаемое личностью (или группой) в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - это совокупность требований, писаных и неписаных правил, предъявляемых обществом к лицам, занимающим ту или иную социальную ячейку.

В самом общем виде ОБРАЗ ЖИЗНИ - это способ деятельности людей, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов их бытия.

Элементы структуры образа жизни

уровень жизни, • качество жизни, • стиль жизни.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ– это условия существования человека
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – это соответствие между условиями и человеческими потребностями КЖ = условия жизни/потребности

Показатели качества жизни

Ø характер и содержание труда,

Ø качество жилой и окружающей среды,

Ø ее экологическое состояние,

Ø степень комфортности производственной и внепроизводственной жизни,

Ø мера реализации, воплощения в способе деятельности личности имеющегося социального (индивидуального) идеала.

Понятие СТИЛЬ ЖИЗНИ используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психологические стороны индивидуального поведения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: