Альфред Адлер

Индивидуальная психология.

Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими.

Альфред Адлер, родился в пригороде Вены 7 февраля 1870 года. В детстве он перенес несколько серьезных заболеваний, включая рахит. Но еще больше, чем от болезней, мальчик страдал от ревнивого соперничества со старшим братом.

Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома.

Все годы своей болезненной юности Альфред жадно читал. Когда он стал взрослым, хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал практику сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

В 1910 году Адлер стал президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из его журналов. Всего через год его расхождения во взглядах с Фрейдом стали неприемлемыми для многих членов Общества и для самого Фрейда. Основных расхождений было два: главным мотивом, определяющим человеческое поведение, Адлер считал не сексуальность, а стремление к власти; он сосредоточивался на социальном окружении, не уделяя внимания бессознательным процессам. Он подал в отставку с поста президента и покинул Общество вместе с девятью единомышленниками, которые тоже полагали, что психоанализ — слишком жесткая и нетерпимая система для независимого мышления. Адлер основал собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии, и это направление постепенно распространилось по всей Европе.

Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году.

Адлер покинул Вену навсегда в 1932 году в связи с ростом нацистских настроений. Он обосновался в Соединенных Штатах и возглавил кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа.

Умер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе.

Основные принципы адлеровской системы 1. целостность; 2. единство индивидуального стиля жизни; 3. социальный интерес, или чувство общности; 4. важность целеориентированного поведения.
Комплекс неполноценности - на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребенка и отсутствия у него власти - жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать свою слабость, несостоятельность и фрустрацию; - борьба за достижение власти — это ранняя детская компенсация чувства неполноценности; - глубокое осознание своей неполноценности препятствует позитивному росту и развитию
Агрессия и борьба за превосходство - рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива — цели достичь превосходства или совершенства, то есть стремления улучшить себя, развить свои способности и возможности; - считал, что все здоровые индивидуумы руководствуются стремлением к совершенствованию, к постоянному улучшению; - стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Если это стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, оно развивается в конструктивном и здоровом направлении. Личность, ведомая такой целью, старается расти, развивать свои навыки и возможности, стремится к конструктивному образу жизни. Однако некоторые люди ищут личного (personal) превосходства, стараясь ощутить его, подчиняя себе других, вместо того чтобы становиться более полезными для окружающих. Для Адлера стремление к личному превосходству есть невротический симптом, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которого ищет человек.
Концепция жизненных целей - формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, незащищенности и беспомощности в мире взрослых
Жизненный стиль - это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. - Мозак (1989) перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля: 1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть. 2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть. 3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир требует от человека. 4. Этические убеждения — личный этический кодекс.
Схема апперцепции - часть жизненного стиля, личность вырабатывает представление о себе и о мире; - личная концепция мира, определяющая поведение человека; - апперцепция — это психологический термин, который относится к восприятию (perception), включая субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств
Творческая энергия личности - ядром адлеровской модели человеческой природы является творчество — способность формулировать (сознательно или бессознательно) цели и способы их достижения; - творческая сила индивидуума организует и направляет его реакцию на окружающий мир
Социальный интерес - это чувство солидарности, связанности человека с человеком, расширенное значение „чувства товарищества в человеческом обществе“; - включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом

Сущность психологического роста состоит, прежде всего, в движении от эгоцентричной цели достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества. Конструктивное стремление к превосходству плюс сильный социальный интерес и кооперация — вот основные черты здоровой личности.

Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три негативных обстоятельства, связанных с детством:

- органическую неполноценность,

- избалованность,

- заброшенность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: