Налогообложение субъектов малого предпринимательства
Предпринимательство представляет собой самостоятельную деятельность граждан и ЮЛ, направленную на удовлетворение общественных потребностей с целью получения прибыли.
В РФ предпринимательская деятельность может осуществляться в коллективной, корпоративной и индивидуальных формах, т.е. в форме создания предприятия (ЮЛ) или может осуществляться ФЛ без образования ЮЛ. Предпринимательская деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Существуют определенные отличия в налогообложении предпринимательской деятельности, осуществляемой в разных формах:
1. Предпринимательская деятельность в форме образования ЮЛ, может осуществляться с использованием 3 систем налогообложения. Единый налог на вмененных доход применяется строго по определенным видам деятельности, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН (остается обязательная страховая часть в пенсионный фонд).
|
|
2. Упрощенная система налогообложения может быть использована предприятием, если данное предприятие не является плательщиком единого налога на вмененный доход и численность работников не превышает 100 человек.
Объем выручки от реализации продукции не превышает 15 млн. руб. за 9 месяцев, и остаточная стоимость основных фондов не превышает 100 млн. руб. Предприятие может выбрать режим налогообложения в виде 6% от доходов или 15% от прибыли, т.е. разницы между доходами и расходами.
При упрощенной системой налогообложения предприятие освобождено от налога на прибыль, НДС, налога на имущество и ЕСН (обязательная остается к уплате страховая часть в пенсионный фонд).
1. Обычная (традиционная) система налогообложения предусматривает оплату
всех видов налогов:
налог на прибыль – 24%
НДС – 0%, 10%, 18%.
Налог на имущество – 2,2%
ЕСН – 26%.
Предприниматели без образования ЮЛ (ФЛ) могут также избрать или быть переведены на одну из трех систем налогообложения:
1. Единый налог на вмененный доход (также как и предприятий);
2. Упрощенная система налогообложения (также как и предприятий);
3. Обычная система налогообложения предусматривает оплату всех налогов:
НДФЛ – 13%
НДС – 0%, 10%, 18%
Налог на имущество в размерах предприятий для ФЛ от 0,1% до 2,0%
ЕСН – 26% (если используется наемный труд),
В России в дореволюционный период существовала двухуровневая банковская система, Государственным банком и акционерными коммерческими банками, которые можно подразделить на три категории по территориальному принципу:
- петербургские - представленные преимущественно крупными банками, на долю которых приходилось около 64% банковского капитала,
|
|
- московские - представленные средними банками (Соединенный банк),
- провинциальные.
На 1 января 1913 года насчитывалось 45 коммерческих банков. Помимо них в стране действовали отделение банка Лионский кредит и четыре банка, действующих на особых основаниях: Либавский биржевой, Рижский биржевой, Городской учетный и Юрьевский.
Накануне Октябрьской революции в России сложилась следующая кредитная система:
- Государственный банк;
- Банки краткосрочного коммерческого кредита (акционерные и городские банки, общества взаимного кредита);
- Банки долгосрочного кредита (государственные дворянские земельные банки, городские кредитные общества);
- Сберегательные кассы, кассы городского и земского кредита, учреждения мелкого кредита.
После революции произошла национализация (декабрь 1917 г.) коммерческих банков и их объединение с Госбанком Российской Империи в единый Народный банк РСФСР. В 1920 году Народный банк был расформирован, его отделения – реорганизованы в подотделы губернских финансовых управлений. Отдельные операции (международные кредиты, кредитование промышленной кооперации и д.р.) были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. С целью восстановления кредитной системы в 1921 г. были созданы Государственный банк РСФСР, другие банки, специализированные по отраслевому принципу: Банк потребительской кооперации, Торгово-промышленный банк, Центральный сельхозбанк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства, Территориальные банки (Дальневосточный банк, Среднеазиатский коммерчесикй банк). Помимо этого, на территории страны функционировали 2 смешанных государственно-капиталистических банка:
Российский коммерческий банк (1922г), созданный в форме акционерного общества с участием шведского капитала для кредитования внешней торговли (в 1924 г. акции, принадлежащие иностранным держателям были выкуплены советскими организациями). Юго-восточный коммерческий банк (1922) – половина его акций принадлежала Госбанку РСФСР, остальная часть - частным держателям.
Наметившаяся централизация управления промышленностью повлияиа на деятельность банков, поскольку это означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращение банковского кредитования в разновидность государственного финансирования.
В результате кредитной реформы 1930г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. Госбанк превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кассовый центр. С мая 1932г. финансирование и кредитование капитальных затрат стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений: Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком, Цекомбанком. Образованная в 30-е годы кредитная система, претерпев некоторые изменения, просуществовала до 1998 года.
В 50-е годы в соответствии с политикой централизации кредитной системы Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были ликвидированы, а их функции распределены между Госбанком и Промстройбанком (впоследствии он был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР).
В связи с перестройкой экономических отношений во второй половине 80-х гг., была проведена реорганизация банковской системы страны, заключавшаяся в изменении функций Госбанка и создании с 1 января 1988 г. специализированных банков для обслуживания отдельных отраслей народнохозяйственного комплекса: Банк внешнеэкономической деятельности СССР, Промышленно-строительный банк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития, Банка трудовых сбережений и кредитования населения (в дальнейшем – Сбербанк СССР). После реорганизации Госбанк СССР остался главным банком и единым эмисионным центром страны, в компетенцию которого входили:
|
|
- централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проведение единой кредитной политики;
- координация деятельности банков СССР и организация расчетов между ними;
- обеспечение организации денежного обращения;
- кассовое исполнение бюджета;
- участие в формировании сводного валютного плана;
- обеспечение проведения единой политики в области валютных операций;
- установление официальных курсов иностранных валют к рублю;
- осуществление связи с центральными банками других стран и прочие операции.
С 1989 года были образованы первые коммерческие банки. Окончательное формирование существующей банковской системы произошло после принятия законов Российской Федерации “О Центральном Банке РСФСР (Банке России" и "О банках и банковской деятельности". В настоящее время Банк России руководствуется в своей деятельности Федеральными законами “О Центральном Банке Российской Федерации” (май 1995г.), "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" (февраль 1996 г.).
На протяжении текущего десятилетия отмечался быстрый рост коммерческих банков (2600 в мае 1996г.). Для обеспечения надежности российских банков Банк России предпринимал меры по капитализации банков.
За вторую половину 90-х годов многие мелкие и средние банки стали испытывать серьезные финансовые трудности и за 2 года 1994-1996 гг. у 360 банков были отозваны лицензии.
В августе 1997 года кризис национальной экономики перешел в открытую фазу, одной из форм проявления которой стал масштабный финансового и фондового рынков, девальвация рубля и кризис всей банковской системы. Последствия этого кризиса полностью не преодолены по настоящее время, хотя по большинству показателей банковская система по состоянию на 01.01.02 г. восстановила свой докризисный уровень. Подробнее о современном состоянии банковской системы – в соответствующей лекции.
|
|
В России наблюдается весьма ограниченное присутствие иностранного банковского капитала. В настоящее время в России функционируют около 20 банков, доля иностранного капитала в уставном капитале которых составляет свыше 50%, и около 150 банков с долей иностранного капитала менее 50%. В значительной степени это является результатом протекционистской политики государства, направленной на защиту национальной банковской системы.
Ключевым институциональным элементом кредитной системы государства является центральный банк. Основные понятия, предпосылки и принципы работы центральных банков вообще и Банка России в частности, а также цели, задачи и механизм функционирования центральных банков мы рассмотрим на следующей лекции.
Тема №2: Место и роль ЦБ в экономике страны.
Функционирование денежно-кредитной системы страны определяется теми условиями, в которых находится центральный банк в данный исторический период.
Факторы, определяющие условия деятельности ЦБ:
Внешние:
- система действующих законов;
- степень независимости ЦБ от органов государственной власти;
- уровень взаимодействия ЦБ с банковской системой страны.
Внутренние:
- распределение ответственности у руководства ЦБ;
- кадровый состав;
- организационная структура;
- сеть и статус филиалов.
Основные права и обязанности кредитных институтов и ЦБ РФ регулируются Законом о Центральном банке и Законом о банковской деятельности, а также иными нормативными актами.
Законы о Центральных Банках можно дифференцировать по следующим признакам:
- по степени регламентации функций ЦБ;
- по степени конкретизации задач и исполнительных инструментов (наиболее выделяется Германия и Австрия);
- по формулировке положений о взаимоотношениях с органами управления (наибольшая независимость по законодательству – Германия).
Направления деятельности ЦБ:
- осуществление денежно - кредитной политики в соответствии с основными направлениями национальной экономической политики;
- осуществление политики регулирования денежной массы и банковской системы.
Таким образом, основными факторами, определяющими место ЦБ в экономике кокретной страны являются:
- система действующих законов;
- согласованность политики ЦБ и политики правительства;
- принципы взаимодействия ЦБ с банковской системой.
Задачи ЦБ, требующие мобилизации его функциональных возможностей:
1) Единый эмиссионный центр (эмиссия национальной валюты, хранение и учет золотовалютных резервов страны).
2) Банк правительства (обслуживание текущих и инвестиционных операций правительства, поддержка государственных экономических программ, размещение государственных ценных бумаг, кредитование дефицита государственного бюджета).
3) Орган стабильности национальной денежной системы (обеспечение стабильного внутреннего и внешнего денежного оборота, осуществление антиинфляционных мероприятий).
4) Банк банков (кредитор последней инстанции: обслуживание коммерческих банков и рефинансирование коммерческих банков).
5) Орган банковского надзора (обеспечение необходимого уровня стандартизации и профессионализма в банковской среде).
Функции ЦБ:
- регулирующая (регулирование денежного обращения);
- контролирующая;
- информационно-исследовательская.
В обычных условиях центральный банк влияет на экономическое положение страны опосредованно, рыночными методами, в частности, путем проведение кредитной политики. Однако, мировая практика показала, что одних чисто рыночных мер регулирования, осуществляемых ЦБ, недостаточно, особенно в периоды экономических кризисов и преобразований. Поэтому в настоящее время практически во всех странах ЦБ наделены правом применения административных методов (например, введения валютных ограничений).
Действенность исполнения функций ЦБ во многом зависит от того, насколько он независим в своей оперативной деятельности.
Факторы, регламентирующие степень независимости ЦБ:
q Участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли (таблица 1).
q Процедура назначения руководства ЦБ (таблица 2).
q Степень регламентации целей и задач ЦБ действующим законодательством.
q Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику (таблица 3).
q Правила, регулирующие возможность финансирования ЦБ-ом государственных расходов страны.
Практика функционирования большинства зарубежных ЦБ показывает, что основные факторы – второй, четвертый и пятый.
Основные задачи ЦБ РФ согласно действующего законодательства:
¨ Регулирование денежного обращения в стране.
¨ Обеспечение устойчивости рубля.
¨ Проведение единой федеральной денежно-кредитной политики
¨ Организация расчетов и кассового обслуживания.
¨ Надзор за коммерческими банками и другими кредитными учреждениями.
¨ Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
¨ Развитие и укрепление банковской системы страны.
Основные инструменты денежно-кредитной политики, используемые ЦБ:
· Регулирование процентных ставок по активным операциям ЦБ (рефинансирование).
· Установление нормы обязательных резервов.
· Операции на открытом рынке.
· Административное регулирование (прямые ограничения, лицензирование, экономическое нормирование и т.д.).
· Валютное регулирование (допуск нерезидентов и т.д.).
· Установление ориентировочного роста денежной массы.
Аспекты взаимодействия ЦБ и банковской системы:
§ ЦБ осуществляет банковский надзор.
§ ЦБ является кредитором КБ.
§ ЦБ обменивается с КБ информацией.
§ ЦБ взаимодействие с коммерческими банками на организационном уровне:
- посредством филиальной сети.
- через группу универсальных и специальных банков.
- на уровне контакта руководства.
Таким образом, рассмотренные факторы существенно влияют на деятельность центрального банка страны. Система законов, функциональная структура и статус центрального банка, а также его взаимоотношения с банковской системой в значительной степени определяют роль и место ЦБ в экономике страны и в процессе экономического регулирования. Под влиянием данных факторов складывается стратегия ЦБ и происходит выбор основных инструментов его денежно-кредитной политики.