Налоговая система и ее элементы

Сущность налогов и их место в системе финансовых отношений.

Необходимость налогов вытекает из функций, возложенных на государство. Налоги выступают основным источником финансирования государственных расходов. С помощью налогов в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для последующего их использования в интересах субъектов общества.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в рес­публиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Налоги являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть приба­вочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.

Прибавочный продукт выражает сущност­ные черты, свойства, природу и функции финансов как исходного звена финансовой системы; налог опре­деляет сущностные черты государственных финансов и его ос­новной категории – государственного бюджета.

Классификация налоговых платежей:

1) по уровню органов управления различают республиканские и местные налоги.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к упла­те на всей территории Республики Беларусь.

К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налоги на доходы;

- подоходный налог с физических лиц;

- экологический налог;

- налоги с пользователей природных ресурсов;

- налоги на имущество;

- земельный налог;

- дорожные налоги и сборы;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- гербовый сбор;

- оффшорный сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Сове­тов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обяза­тельные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей;

2) по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвен­ные.

Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущес­тва или доходы отдельных физических и юридических лиц. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика им же и уплачиваются.

К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (продукции, работ, услуг), увеличивающие ее размеры и фактически оплачиваемые потребителями этих товаров (продукции, работ, услуг), а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам;

3) по степени пропорциональности различают налоги:

- пропорциональные (ставка которых остается неизмен­ной при увеличении или уменьшении дохода налогоплатель­щика);

- регрессивные (ставка которых уменьшается по мере уве­личения дохода налогоплательщика);

- прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увели­чения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения);

4) в зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специальные (целевые).

Общие налоги уплачиваются в казну государства и исполь­зуются для финансирования расходов бюджета без закрепле­ния за каким-либо определенным видом расходов. Специ­альные налоги имеют целевое назначение и используются строго на определенные цели.

5) по субъекту налогообложения налоги подразделяются:

- на налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с юридических лиц;

- налоги, взимаемые с физических и юридических лиц;

6) по источнику налогообложения:

- налоги, уплачиваемые из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, налог на услуги);

- налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы (отчисления в Фонд социальной защиты населения, обязательные страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний);

- налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; на­лог на доходы; экологический налог за сверхлимитное потребление и сверхлимитные выбросы);

- налоги и платежи, включаемые в себестоимость продук­ции (работ, услуг) (налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы: экологический налог; платежи за землю; отчисления в инновационный фонд);

7) по срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодич­но-календарные, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

В области налогообложения вы­деляют четыре основные функции: фискальную; регулирую­щую; стимулирующую; контрольную.

Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существо­вания налогов. Фискальная функция обеспечивает формирова­ние доходов государства. Если налог не выполняет фискаль­ную функцию, то и другие его функции не реализуются. Эта ос­новная функция налогов характерна для всех государств, в бюд­жетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 до 95 %. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участни­ками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направ­лении.

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устой­чивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объ­емом производства и платежеспособным спросом. Регулирую­щая функция реализуется через механизм налогового регули­рования, который включает совокупность мер воздействия го­сударства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или по­нижения общего уровня налогообложения, предоставления на­логовых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким об­разом, регулирующая функция налогов взаимосвязана с их сти­мулирующим значением.

Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство гото­во допустить временную потерю части налоговых средств пу­тем предоставления льгот и отсрочки платежей.

Объективно существует своего рода оптимальный уро­вень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, кото­рый достаточен для стимулирования производства. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий создавать стимулы для развития приоритет­ных отраслей и производств, обеспечивающих экономиче­ский прогресс общества.

Контрольная функция налогов проявляется в оценке эффек­тивного налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулиру­ющей функции налогов, их оптимальном сочетании, своевре­менном отслеживании государством правильности исчисления и уплаты в бюджет на­логовых платежей. Контрольная функция реализуется посредством налоговых органов.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Можно выделить следующие характеристики налоговой системы:

1) наличие налоговых органов;

2) существующий порядок установления и ввода в действие налогов;

3) установленные виды налогов или система налогов;

4) классификация налогов;

5) порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

6) установленые права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений;

7) действующее налоговое законодательство.

Элементами налоговой системы выступают:

- субъект налога;

- объект налогообложения;

- база налогообложения;

- источники выплаты налоговых платежей;

- ставки налогов;

- налоговые льготы;

- налоговый и отчетный период;

- налоговые санкции;

- порядок и сроки уплаты налогов.

Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог.

Объект налогообложения – предмет, действие или явление, которые в соответствии с законом подлежат обложе­нию налогом.

Налоговая база – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из обла­гаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате.

Налоговые санкции – санкции за нарушение налогового законодательства при расчете и уплате налогов.

Принципы построения налоговой системы включают в себя:

1) принцип равномерности (граждане каждого государства должны принимать материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам);

2) принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику);

3) принцип экономности (расходы по сбору налогов должны быть минимальными);

4) принцип всеобщности (единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода);

5) принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период;

6) принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;

7) принцип оптимальности налоговых изъятий (обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц).

Налоговая система включает в себя три способа взимания налогов:

1) кадастровый (предполагает использование кадастра, содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога);

2) декларационный (предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения);

3) административный (предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения органом, который непосредственно выплачивает налог).

Методы взимания налогов в налоговой системе:

- наличный платеж;

- безналичный платеж;

- оплата гербовыми марками.

Республика Беларусь имеет ряд особенностей формирования налоговой системы, обусловленные внутринациональными принципами развития экономики.

Принципы формирования налоговой системы в Республике Беларусь:

1) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины, не предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, Налоговым кодексом Республики Беларусь, актами Президента;

2) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается плательщиком;

3) налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства;

4) допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и таможенным законодательством;

5) не допускается установление налогов, сборов, пошлин и льгот по их уплате, наносящих ущерб:

- национальной безопасности Республики Беларусь;

- ее территориальной целостности;

- политической и экономической стабильности;

- ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: