Рис. 8.3. Кривая предложения
− наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-субститута или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара;
− количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к увеличению рыночного предложения;
− ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.
Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения (рис. 8.3), изменение объема предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Влияние изменения издержек производства на предложение:
а) снижение б) увеличение издержек производства
При данной цене на товар предложение равно Q 1. Снижение, например, цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q 2 > Q 1. Кривая S сместится в положение S 1.
|
|
При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q 1 < Q 2. Кривая S сместится в положение S 2.
Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS:
где Δ QS/QS – изменение объема предлагаемой продукции;
Δ Р/Р – изменение цены.
Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.
Для практических расчетов часто используют формулу:
Предложение может быть: эластичное (ЕS >1), неэластичное (ЕS <1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS =1), быть совершенно эластичным (ЕS = ∞) и совершенно неэластичным (ЕS =0).
Степень эластичности предложения зависит от:
– способности производства к быстрой переналадке;
– возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
– фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.
Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
1. Какова зависимость между ценой товара и его предложением?
2. Что произойдет с кривой предложения, если изменится цена товара?
3. Какие факторы приводят к смещению кривой предложения?
|
|
4. Что характеризует и как измеряется эластичность предложения?
5. Какие виды эластичности предложения Вы знаете?
6. От чего зависит эластичность предложения?