Марта 2012
Лекция
1. Теория потребления: классическая и кейнсианская концепция
2. Концепция жизненного цикла Франко Мадерьяти
3. Монетаристская концепция (теория перманентного дохода Милтона Фридмана)
4. Теория институционных решений: индуцированные и автономные инвестиции
5. Кейнсианская концепция инвестиционного спроса
1. Теория потребления и кейнсианская модель инвестиционного спроса
Классическая концепция, величина потребления зависит от текущего располагаемого дохода. В анализе распределения располагаемого дохода ведущая роль принадлежит сбережениям. Дом. хозяйство рассматривает сбережения, как отложенное потребление, стремясь максимизировать объем потребления в долгосрочном периоде. Чем выше процентная ставка, тем более эффективными становятся сбережения, тем ниже потребление сегодня. Сбережения – возрастающая функция от ставки процента, а потребление – соответственно, убывающая. Современная неоклассичекая концепция основывается на теории Инвирга Фишера и концепции эндогенного дохода. В неоклассической концепции выдвигается предпосылка, что каждый субъект самостоятельно определяет величину своего дохода из сложившейся на рынке труда ставки зарплаты, и доходности своего имущества.
Кейнсианская концепция – поведение потребителя интерпретируется иным образом:
1.Величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра
2.Объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода
3.Распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от текущей ставки процента, а от предпочтений потребителя (традиции, мировоззрение)
Зависимость потребления от абсолютной величины текущего располагаемого дохода Кейнс сформулировал в виде основного психологического закона, согласно которому люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы.
Из кенсианской теории потребления вытекает мультипликативного эффекта. Суть его состоит в том, что если в экономике увеличится автономные расходы, то в результате совокупный спрос и национальный доход возрастают на многократно большую величину. Любое повышение автономных расходов непосредственно увеличивает совокупный спрос и национальный доход. Из теории мультипликатора следует один интересный вывод, который Дж. М. Кейнс назвал «парадоксом сбережений».
S=1-C
S+C=1
Это утверждение о том, что существует несовместимость между явно благоприятной природой сбережений и возможными нежелательными последствиями таких сбережений. Если большинство домохозяйств решат сберегать большую часть своих доходов, то их потребление уменьшится, что приведет к сокращению расходов, а значит и совокупного спроса. Таким образом, увеличение сбережений будет уменьшать уровень национального дохода.
Теория мультипликатора является одним из важнейших элементов кейнсианской концепции. Действие мультипликативного эффекта наряду с «парадоксом сбережений» среди прочего наглядно иллюстрирует важнейший тезис кейнсианства — о ведущей роли совокупного спроса в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» (AD-AS).