Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного спроса (AS), то неценовые — смещают кривую вправо (A1S1) приуменьшении издержек и влево (A2S2) — при их увеличении (рис. 14.3).
Рис. 14.3. Смещение кривой совокупного предложения
К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
1) цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому понижает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную ситуацию;
2) рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым — совокупное предложение. Кривая AS сместится вправо;
3) правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.
Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Но в реальной жизни оно нарушается.
Рассмотрим варианты отклонения.
|
|
1. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение
AD > AS.
Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:
• не изменяя объема производства, повысить цены;
• расширить выпуск продукции.
Опыт показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен.
Вывод: национальный доход будет расти.
2. Допустим, что совокупный спрос меньше предложения: AD < AS.
И здесь возможны два варианта:
• сократить производство;
• оставить выпуск без изменения, но понизить цены.
Первая реакция предпринимателей: сократить объемы производства и попытаться продать товары со складов по выгодным ценам. Если цель этим не достигается, то необходимо снизить цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих.
Вывод: национальный доход будет падать.
3. Допустим, что возросло совокупное предложение — AS.
Это означает, что фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате уровень цен упадет, а объем продаж и выпуск товаров возрастет. Новая точка равновесия будет соответствовать более высокому выпуску и меньшему уровню цен.
Вывод: как это повлияет на национальный доход — неизвестно, так как изменения количества продукции (Q) и цен (Р) происходят в разных направлениях.
4. Допустим, что совокупный спрос (AD) упал.
В этом случае уменьшится и выпуск продукции и цены. Уменьшение уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнутся увольнения рабочих.
|
|
Вывод: это приведет к снижению национального дохода.
3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
Важнейшим агрегированным показателем наряду с совокупным спросом и совокупным предложением является совокупное потребление (англ. consume — С).
Потребление — главная составляющая совокупных расходов. Источником потребления (С) является располагаемый доход (Df).
Оставшаяся часть дохода идет на сбережения (S).
Сбережения — это та часть дохода, которая не потребляется.
Вывод. Как потребление, так и сбережения находятся в непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов, или
доход = сбережения + потребление;
потребление = доход - сбережения;
сбережения = доход - потребление.
Сбережения в основном делают семьи, у которых доход превышает средний уровень. Чем беднее семья, тем меньше она сберегает; самые бедные имеют нулевые сбережения, живущие в долг — отрицательные сбережения.
В отличие от сбережения потребление существует во всех семьях. Но его нижний уровень не может упасть ниже прожиточного. Потребление удовлетворяет текущие нужды, сбережение — будущие.
Различают среднюю склонность к потреблению (АРС) и среднюю склонность к сбережению (APS).
Средняя склонность к потреблению (АРС) — это отношение потребления к доходу, выраженное в процентах:
Средняя склонность к сбережению (APS) — это отношение сбережений к доходу, выраженное в процентах:
Связь между располагаемым доходом и потреблением называется функцией потребления.
Зависимость сбережений от располагаемого дохода называется функцией сбережения.
Доход людей может изменяться (расти или падать). Поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребляют и какую накопляют.
Доля, или часть, прироста (сокращения) дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (МРС).
Другими словами, МРС — это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления:
Доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению (MPS).
Другими словами, MPS — это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:
Сумма MPS и МРС для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потребленная доля (МРС) и сбереженная доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: МРС + MPS= 1.
Влияние дохода па склонность людей к потреблению и сбережению является предметом дискуссий. Долгие годы утверждалось, что по мере роста дохода растет склонность к сбережению и уменьшается склонность к потреблению. Оппоненты этой точки зрения утверждали обратное. Теперь же многие экономисты полагают, что для экономики в целом МРС и MPS относительно постоянны
До сих пор рассматривалась зависимость потребления и сбережения от дохода. Но на них влияют и другие факторы.
1.Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недвижимое имущество + ценные бумаги), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.
2.Уровень цен. Возрастание уровня цен уменьшает потребление,
снижение уровня цен его увеличивает.
3.Ожидания. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то
потребление растет, а сбережения падают, так как люди «покупают
впрок» во избежание более высоких будущих цен и пустых полок.
4.Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов снизит как потребление, так и сбережения. Снижение налогов их поднимет.
|
|