Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг

Схема создания банковских депозитов

Первый уровень кредитной системы представлен Центральным банком (ЦБ).

В его функции входят: эмиссия (выпуск) банкнот; хранение государственных золотовалютных резервов; хранение резервного фонда других кредитных учреждений, главным образом коммерческих бан­ков; денежно-кредитное регулирование экономики, кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания госу­дарственных учреждений; проведение расчетов и переводных опера­ций; контроль над деятельностью кредитных учреждений.

Конечной целью всех этих функций является проведение денежной политики.

Денежная политикаэто политика управления уровнем процен­та, величиной денежной массы и кредитов.

Управление уровнем процента осуществляется определением уров­ня учетной ставки процента.

Учетная ставка процента — это норма процента, по которой ЦБ предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам.

Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определенный процент, т. е. учетную ставку (скажем, 80%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учетного (скажем, 100%). Если ЦБ повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если ЦБ снизит учетную ставку, то же са­мое сделают коммерческие банки. Таким образом, ЦБ воздействует на экономику, проводя политику «дешевых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

Управление величиной денежной массы осуществляется посред­ством определения нормы обязательных резервов. В соответствии с за­коном коммерческие банки часть своих средств обязаны хранить в виде резерва в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При уменьше­нии его величины у коммерческих банков возрастает возможность размещать деньги среди своих клиентов и денежная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег уменьшается, цена на них, т. е. уровень процента, растет, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жестким ин­струментом денежно-кредитного регулирования. Она применяется как средство для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в стране.

Управление кредитами осуществляется методом «операции на от­крытом рынке», когда ЦБ проводит куплю-продажу ценных бумаг. Если ЦБ продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении падает, процент растет, и день­ги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, то это приводит к падению нормы процента и «удешевлению» денег. Этот метод применяется для проведения либо экспансивной (покуп­ка), либо рестрикционной (продажа) политики ЦБ в отношении де­нежной массы.

Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физиче­скими или юридическими лицами.

Благодаря развитой системе кредита банки обладают способностью порождать новые деньги.

Рассмотрим пример:


Таблица 18.1

Прирост денежной базы Прирост банковских резервов Прирост банковских кредитов населению Прирост наличных денег у населения Прирост вкладов населения в банк
         
      (90)  
      (81)  
  8,1 72,9 (72,9) 72,9
  7,3 65,6 (65,6) 65,6
...
         

Допустим, что население хранит все свои деньги в банках, а башен не держат излишних резервов, а норма бан­ковского резерва равна 1/10.

Если доходы населения увеличатся па 100 единиц, то на столько же вырастут вклады населения в банки. Тогда прирост банковских вкладов составит 10 (1/10 от 100). Значит, 90 единиц банк выделит в качестве кредита насе­лению. Получив эти деньги, население опять вложит их в банк. Дополнительный прирост банковских вкладов населению составит 90 единиц, из которых 9 останутся в форме банковских резервов, а 81 будет предоставлена населению в виде кредита, и т. д. В результате общий прирост кредитов населению составит 900 единиц, а прирост вкладов — 1000.

Чтобы подсчитать, во сколько раз банки увеличивают размер денежной массы в обращении, используется де­позитный мультипликатор (т): т = 1/r,

где r — обязательные банковские резервы, здесь они равны 10 (табл. 18.1).

Связь предложения денег (М.) с денежной базой (В) выражается равенством:

где ∆Ms — прирост предложения денег; ∆В — прирост денежной базы. Среди услуг коммерческих банков, важных для макроанализа, вы­деляют следующие виды:

1. Прямое кредитование, т. е. выдача ссуды на условиях возвратно­сти, платности, срочности.

2. Банковские инвестиции, т. е. приобретение банком акций и обли­гаций.

3. Лизинг, т. е. опосредованная банком аренда различных видов иму­щества и оборудования.

4. Факторинг, т. е. инкассирование дебиторской задолженности клиента с выплатой суммы счетов немедленно или по мере пога­шения задолженности.

5. Трастовые операции, т. е. операции по управлению капиталом клиентов.

Третий уровень кредитной системы представлен специализирован­ными кредитно-финансовыми институтами: пенсионными фондами, страховыми компаниями, инвестиционными и ипотечными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и т. д. Они сосредоточивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воз­действие на денежную политику.

Для нормального функционирования экономики важно, чтобы бан­ковская система была стабильна.

К причинам, вызывающим нарушения в функционировании банковской системы, относятся:

• нестабильность курса национальной валюты;

• неудачная денежно-кредитная политика ЦБ;

• неразумная фискальная (налоговая) политика;

• отсутствие системы страхования депозитов.

К мерам по стабилизации кредитно-банковской системы относятся:

• совершенствование банковского законодательства;

• приведение в соответствие уровня минимальных банковских ре­зервов и уровня учетной ставки;

• развитие новых форм кредитно-банковских услуг и регулирова­ние емкости кредитного рынка.

Ценная бумагаэто документ, который удостоверяет право собственности на какой-либо вид капитала и приносит своему владельцу доход.

Ценные бумаги могут выпускаться как государством, так и корпо­рациями. Их называют фиктивным капиталом в отличие от реально­го, который вложен и функционирует в производстве. Ценные бумаги представляют собой как бы бумажный дубликат реального капитала. Однако, появившись, фиктивный капитал начинает жить самостоя­тельной жизнью.

Ценные бумаги принято делить на две группы: свидетельства о соб­ственности и свидетельства о займе.

К первой группе относятся: акции, опционные свидетельства, фи­нансовые фьючерсы, ордера, права (варранты), коносаменты и т. п.

Из этой группы наиболее распространенным видом ценных бумаг является акция.

1. Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении опреде­ленной суммы денег в капитал акционерного общества (АО) и даю­щая право ее владельцу на получение прибыли-дивиденда.

Акции подразделяются на именные и предъявительские, простые и привилегированные, безголосые, одноголосые и многоголосые.

Именная акция выписывается на имя определенного владельца и регистрируется в учетной книге акционерного общества. Достоинством именных акций является возможность их учета и контроля. Недостат­ком — их низкая «подвижность», так как смена владельца требует пе­ререгистрации.

Акции на предъявителя свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.

Простая акция дает право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого по ней дохода зависит от результатов работы АО за год и ничем другим не гарантирован.

Привилегированная акция гарантирует доход независимо от резуль­татов хозяйственной деятельности АО — в этом ее привилегия. Но имен­но по этой причине владельцы такой акции не заинтересованы в уве­личении прибыли АО, поэтому привилегированная акция не дает права голоса на собрании акционеров.

Различие между безголосыми, одноголосыми и многоголосыми акция­ми очевидно. Обычно безголосые акции продаются широкой публике. Это позволяет учредителям АО привлечь огромные денежные сред­ства и в то же время сохранить за собой контроль над компанией. В России выпускаются только одноголосые акции.

Первый раз акция выпускается в обращение по номинальной сто­имости, т. е. той сумме денег, которая указана на акции при учрежде­нии АО. Однако в последующем, при перепродаже акции, устанавли­вается ее рыночная цена, или курс акции.

Курс акций зависит от соотношения спроса и предложения на ак­ции дайной корпорации, но колеблется вокруг расчетного курса ак­ции, который определяется по формуле:

Если курсовая стоимость акций превышает номинальную, то раз­ница между суммой, полученной от продажи акций, и суммой действи­тельно вложенного в АО капитала составит учредительскую прибыль, присваиваемую учредителями АО.

2. Опционное свидетельство — это ценная бумага о контракте, предоставляющая право покупать или продавать конкретный товар по установленной цене в течение определенного времени.

3. Финансовый фьючерс — это ценная бумага, свидетельствующая об обязательстве ее владельца на осуществление купли-продажи в бу­дущем определенного документа по заранее фиксированной цене.

4. Коносамент — документ, устанавливающий взаимоотношения перевозчика и грузовладельца в процессе транспортировки груза (наиболее употребим в судоходстве).

5. Варрант — свидетельство, выдаваемое владельцу товара при сда­че его на склад.

Ко второй группе ценных бумаг относятся: векселя, банкноты, чеки, а также облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и т. п.

1. Облигация — это ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дохода в форме выигрыша. Выпускать их может как госу­дарство, так и органы местного самоуправления, фирмы, фонды и т. п.

Облигации могут быть долгосрочными (на 3 -5 лет) и краткосроч­ными (3-6 месяцев). Но истечении срока облигации погашаются по

номинальной стоимости, а держатель облигации получает доход в виде фиксированного процента от нарицательной стоимости.

Государственные и муниципальные облигации способствуют при­влечению средств, необходимых для финансирования бюджетного де­фицита и решения региональных проблем.

Корпоративные облигации аккумулируют денежные средства насе­ления для развития производства на своих негосударственных пред­приятиях.

2. Депозитный и сберегательный сертификат — это разновидность срочных банковских вкладов. Депозитный сертификат отличается от сберегательного тем, что клиенту выдается не книжка, а сертификат (удостоверение), выполняющий роль долговой расписки банка.

Принято считать, что ценные бумаги проходят три фазы жизнен­ного цикла:

• подготовительный этап, который связан с открытием нового пред­приятия;

• первичное размещение ценных бумаг, или «первичный рынок».
В этот период покупателями являются население, инвестицион­ные фонды, трастовые компании и т. п.;

• вторичное размещение ценных бумаг, или «вторичный рынок».
В этот период осуществляется купля-продажа ценных бумаг, про­шедших первичное размещение. Вторичный рынок состоит из «уличного» рынка и биржи.

Выделяют несколько главных принципов функционирования рын­ка ценных бумаг:

• рынок должен характеризоваться частыми сделками с небольши­ми колебаниями цен от одной сделки к другой, с небольшим раз­рывом между ценой продавца и ценой покупателя;

• рынок должен быть эффективным, т. е. покрывать свои расходы по сделкам доходами;

• рынок должен быстро распространять информацию о заключен­ных сделках;

• рынок должен отличаться надежностью, т. е. возможные ошибки работников рынка

ценных бумаг должны компенсироваться.

Купля-продажа ценных бумаг происходит на фондовой бирже. Она осуществляет следующие функции: устанавливает рыночную сто­имость ценных бумаг, обеспечивает перелив капитала между участни­ками рынка и т. и.

Непосредственная задача фондовой биржи — создание благоприятных условий для эффективной купли-продажи и пере­продажи ценных бумаг.

Купля-продажа ценных бумаг осуществляется на основе их бирже­вого курса, т. е. продажной цены на бирже, которая колеблется в зави­симости от спроса и предложения на них.

Скупка ценных бумаг по низким ценам и продажа по высокому кур­су позволяет получать биржевую прибыль.

На бирже осуществляется регистрация стихийно сложившихся кур­сов ценных бумаг, она называется биржевой котировкой.

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру ли­стинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке.

Типичной операцией фондового рынка является расчет индекса Доу-Джонса. Он исчисляется как средняя арифметическая цен акций 30 крупных корпораций. Этот показатель появился в 1897 г., в нынеш­нем виде рассчитывается с 1928 г.

5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция

Ранее было показано, что инфляция предполагает обесценение бумаж­ных денег и рост товарных цен.

Однако в современном обществе связи, которые проявляются в ин­фляции, усложняются: практически прервалась зависимость бумаж­ных денег от золота, нарушились традиционные законы денежного обращения и формируются новые, инфляция приобрела интернацио­нальный характер. Одна из причин этого состоит в том, что многие государства в увеличении выпуска денег увидели единственный спо­соб стимулировать инвестиции и оздоровить экономику. Поэтому вы­сокие темпы инфляции связаны, прежде всего, с постоянным увеличе­нием выпуска бумажных денег государством в размерах, значительно превышающих потребности внутреннего обращения.

В результате деньги обесцениваются, цены растут и как следствие этого нарушается равновесие всех хозяйственных пропорций. С уче­том вышесказанного можно заключить, что современная инфляцияэто дисбаланс спроса и предложения, а также других пропорций национального хозяйства, проявляю­щийся в росте цен.

Различают открытую и подавленную инфляцию. Первая проявля­ется в росте цен, вторая — в исчезновении товаров.

В условиях подавленной инфляции, которая имела место в СССР, цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на ка­кой-либо товар, цена не повышается (как это бывает в условиях рын­ка) иоказывается ниже равновесной. Возникает дефицит. В поиске нужного товара покупатели переплачивают торговцам, в результате деньги концентрируются в торговле, обходя сферу производства. Как следствие этого у производителей не появляется стимулов для увели­чения выпуска товара. В итоге усиливается дисбаланс между спросом и предложением.

Для классификации открытой инфляции применяют несколько критериев:

1.Темп роста цен (индекс цен).

2.Степень расхождения роста цен по различным товарным группам.

3.Ожидаемость и предсказуемость инфляции.

С позиции первого критерия различают ползучую (умеренную) ин­фляцию, когда цены изменяются медленно, обычно до 10% в год; гало­пирующую, когда рост цен измеряется сотнями процентов в год; гипер­инфляцию, когда рост цен составляет более 1000% в год и возникает полное расстройство денежного обращения.

С позиции второго критерия выделяют 2 вида инфляции: сбаланси­рованную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизмен­ными, а при несбалансированной — цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются.

С позиции третьего критерия выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях инфляции. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то в условиях идеального рынка они в следу­ющем году в 5 раз повысят цены на свои товары, и никто от ожидаемой инфляции не пострадает. А в случае неожидаемой инфляции рост цен даже на 10% сильно ухудшит экономическую ситуацию.

Различают два типа инфляции: инфляцию спроса иинфляцию предложения.

При инфляции спроса равновесие спроса и предложения наруша­ется со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занято­сти, когда растет объем заработной платы, появляется избыток сово­купного спроса, который толкает цены вверх.

Инфляция предложения называется также инфляцией издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек про­изводства. Они, в свою очередь, растут вследствие роста заработной платы за счет роста цен на сырье и энергию.

Принято считать, что источниками роста издержек и дисбаланса эко­номики являются 3 фактора.

1.Государство. Оно увеличивает издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам и через кредитно-финансовый механизм.

2. Профсоюзы. Они требуют повышения заработной платы, что уве­личивает издержки, за ними растут цены, затем — новое повыше­ние окладов ит. д. В результате раскручивается «инфляционная спираль».

3.Крупнейшие фирмы. Они имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены и этим способствовать инфляцион­ным процессам. В мировой экономической литературе эти 3 фак­тора называют главными причинами инфляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: