Классификация рыночных структур.
Рис. 3.26. Эластичность предложения и распределение налога с продаж
Рис. 3.24. Распределение налогового бремени
Рис. 3.9. Изменение цен и объема предложения в
кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
Практическое значение теории эластичности. Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и значение теории правительства. Это наглядно видно на примере эластичности налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (см. рис. 3.24).
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.
0 Количество
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 3.25).
а) Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос
Рис. 3.25. Эластичность спроса и распределение налога с продаж S'
Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.
Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 3.26). Это и понятно.
а) Налоги и эластичное б) Налоги и неэластичное
предложение предложение
Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия (pure monopoly), когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы. фирмы и отрасли совпадают.
Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией (см. рис. 8.2).
Мелкие Крупные
Виды рыночных структур
Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая
конкуренция конкуренция монополия
¥ 1