Лекция 6
Дополнительная
Основная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калмыков, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: Учебное пособие / С.И. Калмыков, Ю.М. Мохонько, А.Л. Пономарева и др.; ФГОУ ВПО "Саратовский ГАУ". – Саратов, 2007. – 182 с.
2. Николайкин, Н. И. Экология: Учебник/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.
3. Половцев, О.П. Экология и окружающая человека среда: Учебное пособие / О.П. Половцев, С.И. Калмыков; ФГОУ ВПО "Саратовский ГАУ". – Саратов, 2007. – 280 с.
4. Пузанова, Т.А. Экология/Т.А. Пузанова. – М.: Экономика, 2010. - 288 с.
5. Розанов, С.И. Общая экология / С.И. Розанов. - Санкт-Петербург: Лань, 2003. - 288 с.
1. «Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области».
2. Журналы: «Экологический вестник России», «Экология», «Использование и охрана природных ресурсов России».
3. Федеральный закон РФ т 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. ФЗ от 15.04.1998 №65-ФЗ).
|
|
5. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ.
6. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ. ГОСТ 17.2.4.02-81.
7. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения. ГОСТ 17.4.1.02-83.
8.Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 4630-88.
9. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.111.1200-03.
1.1. Экологический контроль: понятие, виды и формы
Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Цели экологического контроля:
1. проверка исполнения требований экологического законодательства;
2. проверка соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, которая состоит из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.
В настоящее время сложились три формы экологического контроля: предупредительная, карательная, информационная.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов. Сюда можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий.
|
|
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушений не позволяют ограничиться только предупреждением. Данная форма выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, административной, уголовной, гражданско - правовой). В качестве карательной формы экологического контроля может применяться пресечение экологически вредных действий. Например, ограничение, приостановление или прекращение какого либо производства.
Объектами экологического контроля являются: состояние окружающей среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного воздействия; выполнение обязательных мер по охране окружающей среды и ее объектов; соблюдение природоохранного законодательства.
Государственный экологический контроль проводится от имени государства, а не какого- либо ведомства, что дает независимые и более объективные результаты.
В процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:
- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;
- привлекать нарушителей к административной ответственности.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право:
- посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;
- проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;
- устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
- назначать государственную экологическую экспертизу;
- требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан.
1.2. Экологический мониторинг: понятие, цели, задачи и виды. ГСМОС и его подсистемы
Термин «мониторинг» впервые применительно к экологии употребили на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.
Мониторинг – это система наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды с целью разработки мероприятий по ее охране, рациональному использованию природных ресурсов и предупреждению критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, живых организмов и их сообществ, природных комплексов и объектов.
Различают несколько видов мониторинга:
1. по территориальному признаку (локальный, региональный и глобальный (биосферный);
2. по используемым методам (наземный, авиационный и космический);
3. по методам исследований (химический, биологический, физический).