Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она дополняет технические, экономические, социально-политические оценки предполагаемых решений.

В процессе проведения ОВОС компетентные власти и общественность рассматривают и изучают все возможные для окружающей среды последствия крупных решений, предлагаемых к реализации.

Оценка заканчивается тем или иным решением властей о лицензировании такой деятельности. Инициатором процедуры ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная организации.

ОВОС – главное правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки определенного хозяйственного решения.

Оценка возможных решений следует давать на наиболее ранних этапах разработки проектного замысла.

ОВОС рассматривает влияние предлагаемых к принятию решений на:

- качество воздушной, водной и почвенной среды;

- радиационную безопасность;

- здоровье людей;

- экосистемы и отдельные виды растений и животных;

- здания, памятники и прочие объекты, являющиеся частью культурного наследия и т.д.

Смысл проведения ОВОС заключается во всестороннем учете экологических интересов общества при принятии решений по конкретным проектам, как на новую деятельность, так и на изменение уже осуществляющейся. Безусловно, общество заинтересовано в предупреждении экологического вреда любого масштаба и ОВОС необходима при планировании всякой деятельности.

ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

1. концепций, программ, а также планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

2. схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

3. градостроительной документации;

4. документов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

5. проектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов и комплексов.

В первую очередь ОВОС проводится для крупных и потенциально опасных объектов: добывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических и химических предприятий; АЭС, объектов, широко использующих источники радиации, ядерные технологии, а также перерабатывающих и утилизирующих радиоактивные отходы; военных объектов; космодромов, аэродромов, аэропортов, портов, судоверфей; транспортных объектов, включая дороги, автострады, трассы магистральных железных дорог, нефте- и газопроводы, метрополитены; перерабатывающих предприятий и полигонов для отходов производства, потребления и быта; хозяйственных объектов на особо охраняемых территориях, не связанных с обслуживанием этих территорий.

Ответственность за организацию и проведение ОВОС возлагается на заказчика проекта. Он обеспечивает финансирование ОВОС и связанных с ее проведением необходимых изысканий и исследований. Финансирование ОВОС должно быть предусмотрено в смете расходов на разработку ТЭО и проектной документации.

ОВОС и оформление ее результатов осуществляет разработчик документации с привлечением при необходимости специализированных организаций. Разработчик несет ответственность за полноту, качество ОВОС и достоверность используемой при ее проведении информации. До предоставления документации на государственную экологическую экспертизу заказчик и разработчик организуют и проводят предварительное рассмотрение и обсуждение результатов ОВОС:

- группой экспертов в рамках ведомственной экспертизы ТЭО и проектной документации;

- представителями общественности, чьи интересы затрагивает реализация проекта.

Государственная экологическая экспертиза предпроектной и проектной документации является завершающим этапом результатов ОВОС.

ОВОС включает следующие основные этапы:

1. сбор и анализ необходимой информации;

2. определение источников, видов и объектов воздействия;

3. прогнозирование изменения состояния природной среды;

4. оценку вероятностных аварийных ситуаций и их последствий;

5. оценку экологических, социальных и экономических последствий;

6. определение способов снижения (предупреждения) отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье населения;

7. определение остаточных воздействий и методов их контроля;

8. проведение эколого-экономической оценки проектов;

9. анализ и выбор альтернативных вариантов осуществления проекта, формирование новых вариантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: