Выпуск продукции высокого качества рассматривается во всех странах мира как одно из важнейших условий развития национальной экономики.
Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость любой фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. Конкурентоспособность зависит от двух показателей:
¾ уровня цен;
¾ уровня качества продукции;
Повышение качества продукции - характерная тенденция всех ведущих фирм мира.
Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. Понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.
Конкурентоспособность предприятия - его способность сохранять и расширять рынки сбыта продукции за счет целенаправленной деятельности к качественным характеристикам продукции и по отношению к производителям конкурентам.
|
|
Механизм управления качеством продукции обеспечивает эффективную реализацию основных функции управления качеством, в число которых входят:
§ Прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
§ Планирование повышения качества продукции;
§ Разработка и постановка продукции на производство;
§ Технологическая подготовка производства;
§ Контроль качества и испытание продукции;
На сегодняшний день для достижения этих целей широко используется идеология и положения международных стандартов ИСО серии 9000.
Основным аргументом в пользу использования данных стандартов является то, что они:
· Ориентированы на рыночные отношения;
· Аккумулируют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав;
· Универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности;
· Признаны всеми развитыми отраслям в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений предприятий.
Внедрение стандартов серии ИСО 9000 создает базу для независимой сертификации продукции.
Стандартизация, метрология и сертификация – это инструменты обеспечения качества продукции, работ и услуг. Количественная оценка качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия.
Квалиметрия – это наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
Дадим определение основным базовым терминам.
1. СТАНДАРТ – устанавливает набор основных показателей потребительских свойств определённого товара.
2. МЕТРОЛОГИЯ - с помощью методов различного контроля гарантируем соответствие изготовленной продукции стандарту, техническим условиям (ТУ) чертежей и другой технической документации.
3. СЕРТИФИКАЦИЯ (от лат. Certum facer – верно сделать) - это деятельность, направленная на подтверждение соответствия продукта требованиям всех нормативных документов. (подтверждается третьей независимой стороной).